Фото Творческое объединение Дуэт |
Организаторы заявили "Апостола Павла" первым спектаклем в деле восстановления русского духовного театра. Должно быть, именно этим и объясняется выбор сценической площадки. О "духовном" здесь призваны напоминать массивные колонны, расписанные изображениями святых, а также монументальные полотна на религиозную тематику. В целом же помещение кажется творением очумевшего архитектора, явно стремившегося создать театральное здание, однако несколько просчитавшегося в пропорциях. Каждое из огромных обитых красным бархатом кресел зрительного зала достойно принять в свои роскошные объятия по меньшей мере архиепископа, а вот сцена среди этого алого великолепия кажется крошечной и жалкой, как хромоногая табуретка.
Декорация Алексея Порай-Кошица, состоящая в основном из лестниц, тоже предельно скромна и не может ни соперничать с окружающим убранством, ни быть противопоставленной ему, потому что в нем теряется. Актеры, едва появившись, на подмостках, сразу же обнаруживают еще один значительный недостаток этих покоев – полное отсутствие акустики. Так что использование микрофонов становится необходимостью, хотя и довольно неприятной.
Пьеса Иона Друце живописует один день из жизни апостола Павла, в течение которого он пытается вразумить и наставить на путь истинный нескольких торговцев, раба и проститутку, ожидающих в горах у моря своих постоянных клиентов – пиратов. Несмотря на религиозную тематику, этот род драматургии никак нельзя назвать предназначенным для узкого круга зрителей. Пьеса Друце написана с той легкостью, которая отличает не фанатичных, но глубоких людей, обращающихся к христианским темам. Не бытовая, с прозрачным налетом мистицизма речь персонажей приятно ласкает слух после уличного говора, а остроумные споры между торговцами и Павлом увлекают даже совсем далеких от религии зрителей. Пьеса эта могла бы в чутких руках талантливого постановщика расцвести на любой сцене. Однако рука режиссера Аркадия Левина в постановке, которую увидели зрители в зале Церковных соборов, не чувствуется совершенно. Более того, непрофессионализм игры некоторых актеров порой переходит всяческие границы добра и зла.
Смотреть этот спектакль стоит ради одного-единственного актера. Заглавную роль в "Апостоле Павле" играет Виктор Гвоздицкий, один из самых блестящих актеров Москвы, а с недавних пор – Санкт-Петербурга, так как в конце этого сезона он неожиданно покинул МХАТ им. Чехова ради Александринского театра. Гвоздицкому, конечно, не удается целиком нести спектакль на своих плечах – это невозможно, и в этом нет никакой необходимости. Актер существует внутри постановки в некоей приподнятой обособленности, что прекрасно соотносится с тем, как живет среди людей его герой, хотя и призывавший к всеобщему братству, однако так и не сумевший до конца возвысить до себя ни одного из своих названых братьев и сестер.
Гвоздицкий создал образ величественный, завораживающий и печальный, и в то же время – по-человечески очень простой. Нелепое светское мероприятие в стенах нелепого прицерковного помещения благодаря ему обрело ту самую духовность, которую организаторы неизвестно почему решили возрождать, хотя она, кажется, и не думала вырождаться и преспокойно существовала на неосвященных подмостках.
Ближайший спектакль – 29 июля.