|
По словам сенатора, он не совершал ничего предосудительного – просто шел по тротуару и разговаривал по мобильному телефону. "По сути дела, сижу на люстре, починяю примус, никому не мешаю. Видимо, чем-то не понравился внешне", – поведал он в интервью BBC. Полицейский патруль, к ужасу представителей внешнеполитического ведомства Великобритании, задержал его, обыскал и начал допрашивать, ссылаясь на закон о терроризме. "Как всегда, раздвиньте руки, раздвиньте ноги, пощупали, потрогали, посмотрели, убедились... Попросили ответить на вопросы, когда родился, зачем приехал в Великобританию, где живу, что, собственно, делаю", – рассказывает Михаил Маргелов. Кроме того, представители британской охраны порядка поинтересовались содержимым папки, которую нес член верхней палаты парламента РФ, и его мобильным телефоном.
Маргелов особо подчеркнул, что обыск проводился несмотря на то, что он напомнил бдительным полицейским про Конвенцию 1961 г. и предъявил не только дипломатический паспорт, но и удостоверение члена ПАСЕ: "Такую синюю книжечку с желтыми европейскими звездами, которая, как написано в ней, дает иммунитет на территории всех стран-членов Совета Европы. Британия – один из основателей этой старейшей организации. Так что это как бы, помимо дипломатического, еще и европейский парламентский иммунитет".
По его словам сенатора, сотрудники британского МИДа пытались урегулировать ситуацию, однако полисмены не обратили на их слова никакого внимания и довели процедуру до конца. Только после этого российского сенатора отпустили.
Представители лондонской полиции рассказали BBC, что в последнее время сотрудники правоохранительных органов Великобритании действительно стали чаще останавливать людей на улицах, чтобы предотвратить возможные террористические нападения. Произошедший инцидент с главой международного комитета СФ России полицейская пресс-служба комментировать отказалась, но подчеркнула, что подобное может произойти с любым человеком, приезжающим в Лондон. "Мы сожалеем по поводу неудобств, которые это может причинить, однако это необходимые меры безопасности в рамках борьбы с терроризмом", – сказал один из сотрудников.
Впрочем и сам Михаил Маргелов решил не раздувать из случившегося международный скандал, а отнестись к произошедшему философски: "Да вы знаете, я вполне удовлетворен извинениями, которые получил от коллег и в Палате общин, и в Палате лордов, и в британском МИДе. Воспринимаю нынешнюю ситуацию как просто элемент некой дури, потому что понятно, что терроризм такими методами не победишь. Но понятно и то, что можно реальную борьбу с терроризмом подменять какими-то проверками и зачистками. Грустно, что это происходит на улицах Лондона столь формально".
Вспоминая свое "задержание", российский сенатор рассказывал, что ситуация была в какой-то степени анекдотичной: "Самый сильный вопрос был: "Как вы себя сами идентифицируете?" Я спросил: "В каком смысле, как?" Меня один мой знакомый, когда ему исполнилось недавно 50 лет, удивил тем, что сказал: "Когда я думаю над самоидентификацией, я часто ловлю себя на мысли, что я стареющий гетеросексуал с устойчивой алкогольной зависимостью". Я испугался – неужели от меня полицейский хочет услышать столь же глубоко философское самоопределение? Оказалось, нет. Он спрашивал, к кому я отношусь: к британцам, к азиатам, к африканцам или к другим белым. Я сказал: "Наверное, к другим белым, только как-то по-колониалистски звучит". Он говорит: "Как написано, так и звучит".