|
Нельзя выделить какого-то одного оператора, чьи услуги были бы показательно ненадежны. Ошибки бывают у всех. Проблемы с программным обеспечением показывали уязвимость абонентов "БиЛайна", сбои в работе коммутаторов оставляли без связи клиентов МТС , а традиционная нагрузка на сети в Новый год вообще делает перспективу дозвонится до родных и близких нереальной. Подобные ЧП не только привносят в жизнь абонентов дискомфорт, но порой являются источником реальных финансовых потерь.
Примечательно, что за почти десять лет существования мобильной связи в России до сих пор не существует никаких нормативных актов, регулирующих предоставление этих услуг. Операторам и клиентам приходилось ориентироваться на явно устаревшие и не учитывающие специфику ноу-хау "Правила оказания услуг телефонной связи", принятые еще в 1997 году. Одобренный же в прошлом году "Закон о связи" предусматривает создание отдельных норм, касающихся только сотовой связи. Как стало известно газете "КоммерсантЪ", такой документ уже готов, прошел все необходимые согласования и ожидает лишь окончательного утверждения в правительстве. Проект, озаглавленный "Правила оказания услуг подвижной связи", предусматривает несколько революционных положений, способных в корне изменить взаимоотношения операторов и клиентов.
В частности, это касается раздела 4 Правил - "Обязанности и права оператора подвижной связи". Безусловно, греет сердце положение об ответственности оператора перед клиентами в случае оказания некачественных услуг. Буквально это звучит так: "Оператор подвижной связи обязан возмещать клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств в соответствии с настоящими правилами и договором об оказании услуг". В другом подпункте этот тезис детализирован: " Оператор подвижной связи обязан выплачивать клиенту неустойку в размерах, предусмотренных законом или договором об оказании услуг подвижной связи при нарушении сроков исполнения услуг подвижной связи, сроков устранения недостатков". Очевидно, что с принятием Правил клиенты получат возможность требовать от провайдера компенсацию в том случае, если он по техническим причинам оказался отрезанным от мира.
Впрочем, сами операторы настроены пессимистично. По их мнению, на сегодняшний день телекоммуникационные гиганты не обладают достаточным оборудованием, программным обеспечением и методиками для расчета подобных компенсаций. "Ъ" приводит слова вице-президента компании "Корбина-Телеком" Александра Малиса: "В правилах есть заведомо невыполнимые требования. Например, оператор должен в случае неисполнения обязательств выплачивать неустойку абоненту. В законодательстве такое не предусмотрено, и как высчитывать ее сумму, непонятно. Если такие правила будут приняты, то по логике вещей операторам придется страховаться от косвенных убытков абонентов от отсутствия связи". И тем не менее в случае утверждения правительством новых документов, операторам придется направить все усилия на то, чтобы полностью соответствовать их духу и букве, хотя бы потому, что конкуренция на этом рынке достаточно высока, и лишится части абонентов, а то и самой лицензии на оказание услуг для провайдеров, смерти подобно.