|
Верховный главнокомандующий дал столичному правительству три месяца на подготовку и проведение этой реконструкции в Александровском саду. Соответствующее распоряжение было отдано и Федеральной службе охраны, которая будет курировать работу. Таким образом президент убил двух зайцев сразу. С одной стороны, повысил свой рейтинг у левого электората, возродив, пусть в одном-единственном месте, согревающее "Сталинград". А с другой - показал, что мнение демократических кругов ему тоже не безразлично: переименования ограничились лишь московским мемориалом и не затронули одноименную город и область. Но это лишь пока.
Интересно, что "сталинградская" эпопея с возвращением Волгограду, да и всему региону названия военных лет имеет длительную и занимательную историю. Еще в 80-е гг. секретарь местного обкома КПСС Владимир Калашников практически добился, используя приближающуюся 40-летнюю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне, одобрения у руководства страны идеи переименования города. По слухам, даже заготовили новые вывески на здание руководства области, на которых было написано «Сталинградский обком КПСС». Но дата 9 мая 1985 г. для волгоградских комитетчиков оказалось роковой. У власти оказался Горбачев, который одним росчерком пера запретил не только переименование, но и назвал подобное решение возвращением к тоталитаризму. Калашников вылетел из партии, и идея о замене названия города на Волге забыли на долгие годы. Правда, некоторые из помнящих те события, отмечают, что настоящей причиной была не идеология, а экономика. "Смена вывесок" оказалась не дешевым делом.
Потом на некоторое время коммунисты совсем ушли с политического небосклона приволжского региона, а когда в середине 90-х гг. снова вернулись к власти, никогда публично не высказывались об этой идее. Только 21 января 2003 г. областная Дума одобрила проект федерального закона "О переименовании Волгограда в Сталинград". Но суд отменил это решение по жалобе жителей Волгограда Е.Калинина и Е.Шустермана. Тогда заявители ссылались на Европейскую конвенцию по правам человека.
В течение года никто не поднимал эту тему, пока 9 апреля фракция "Родина" в Госдуме не предложила организовать в Волгограде референдум по переименованию города в Сталинград или Царицын. Конечно, последний вариант всерьез не рассматривался и был добавлен лишь для проформы. Причем руководитель партии Дмитрий Рогозин говорил фразы, практически полностью идентичные, тем, что можно встретить в сегодняшнем указе президента. "Это вопрос исторической памяти", - заявил тогда депутат. Но и этот проект застопорился. Сложно сказать, поставлена ли сегодняшним документом точка в многолетнем деле переименования. Подождем до мая, когда начнутся основные торжества, и все узнаем.