Мощи царственной мученицы возвращаются на Родину

Читать в полной версии →
25 июля в Москву впервые прибудут святые мощи великой княгини Елизаветы Федоровны и ее послушницы Варвары, которые покоятся в Иерусалиме в монастыре св. Марии Магдалины




В этом году россияне имеют благодатную возможность поклониться сразу нескольким святыням Русской Православной Церкви. Так, в Москве уже побывала Федоровская икона Божьей Матери, которой был благословлен на царство первый из рода Романовых – Михаил Федорович. Возвратилась в Россию из США чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери. В скором времени в Храме Христа Спасителя будут выставлены для поклонения мощи святого митрополита Филарета Дроздова, одного из самых значительных интеллектуалов позапрошлого столетия, состоявшего в переписке с Пушкиным. Наконец, 25 июля в Москву впервые прибудут святые мощи великой княгини Елизаветы Федоровны и ее послушницы Варвары, которые покоятся в Иерусалиме, в монастыре, принадлежащем РПЦЗ. Решение о пребывании святыни в РФ было принято во время визита в Москву первоиерарха Русской Православной Церкви за рубежом митрополита Лавра.

И сегодня далеко не все знают, что великая княгиня Елизавета Федоровна была нерусской по происхождению. Урожденная принцесса Элла Гессен-Дармштадтская, она провела свое детство в Германии, а затем в Англии, где правила ее бабка - знаменитая королева Виктория. Как и положено особам голубой крови, она получила блестящее образование. По отзывам современников, девушка была проста в общении, отзывчива и милосердна, чему суждено было проявиться впоследствии, когда немецкая принцесса оказалась при русском дворе.

Ее избранником стал великий князь Сергей Александрович Романов – блестящий офицер и впоследствии генерал-губернатор Москвы. Кстати, именно на свадебной церемонии и последовавших за ней пышных торжествах произошло и знакомство Алисы, сестры Эллы и будущей царицы Александры с ее нареченным, государем Николаем II.

Многим трудно представить, как мог состояться брак хрупкой, утонченной немки и русского князя огромного роста и исполинской силы. Однако пара жила счастливо и не знала измен, несмотря на то что многие при дворе были увлечены Эллой, а Константин Романов, более известный под инициалами К.Р., даже посвятил ей стихи. Однако уже тогда Элла-Елизавета не питала слабости к любовным интригам и была увлечена совсем другим. По всей России стараниями и энергией великой княгини создавались школы для бедных, приюты для малоимущих, бесплатные столовые.

В 1888 г. немецкая принцесса решает принять православие, что было связано с посещением Эллой русского монастыря в Иерусалиме. "Я хотела бы покоиться здесь после смерти", - сказала тогда она. Вернувшись в Россию, Элла принимает русскую православную веру с именем Елизаветы Федоровны. А спустя некоторое время организует, ставшую впоследствии знаменитой Марфо-Мариинскую обитель - женский монастырь, который прославился на всю страну делами милосердия. Однако этому предшествовала настоящая личная трагедия.

В 1905 г. был убит муж принцессы, великий князь Сергей Александрович. Разорванный бомбой, которая была брошена террористом Каляевым, дворянин скончался на месте. После теракта Елизавета Федоровна посещала арестованного убийцу, говорила о прощении и обещала упросить царя помиловать Каляева, но тот отказался.

Именно тогда женщина и приняла решение оставить свет и посвятить себя монашеской жизни. С тех пор она не снимала рясы, была удивительно скромна и непритязательна.

Новая трагедия случилась с приходом к власти большевиков. Власти закрыли обитель, выселили монахинь. Вскоре Елизавета Федоровна была арестована и отправлена в ссылку на Урал, куда ее сопровождала верная послушница Варвара, а также члены царской семьи. После заточения в Перми заключенных перевезли в Алапаевск, где великая княгиня встретила свою мученическую кончину, будучи сброшеной живой в шахту. Жители города вспоминали, что еще в течение долгого времени из недр было слышно пение. Вошедшие в город части белой армии вскрыли шахту и обнаружили останки великой княгини нетленными. Выяснилось также, что даже умирая, Елизавета Федоровна перевязывала рану лежавшему рядом великому князю Иоанну Константиновичу.

Вскоре стараниями белых останки Елизаветы Федоровны и погибшей вместе с ней послушницы Варвары, также обретенные нетленными, были переправлены в Иерусалим. Так что сбылось то, о чем великая княгиня говорила за 30 лет до своей гибели. Мощи святой и по сей день покоятся в Святой Земле, в соборе монастыря св. Марии Магдалины.

На родине же в течение долгого времени даже имена мучениц были под запретом. В годы перестройки появились книги, посвященные Елизавете Федоровне, и в том числе лучшее исследование писательницы из Австралии и нашей соотечественницы Любови Миллер. А в 1990 г. Елизавета Федоровна была канонизирована Русской Православной Церковью. С тех пор верующие получили возможность обращаться к ней с молитвой, а со временем на территории России стали возникать церкви во имя княгини-мученицы. Была восстановлена и Марфо-Мариинская обитель, к 95-летию основания которой и приурочено пребывание святых мощей в России. В Санкт-Петербурге и финском Лахти открыты хосписы им. св. Елизаветы Федоровны, а в Перми, в доме, где находились в заточении царственные узники, открыта мемориальная комната.

Мощи святых великомучениц прибудут в Москву в двух ковчегах и будут встречены в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II. После двухнедельного пребывания в Москве мощи отправятся в северные города России, а затем - в течение полугода - продолжат путешествие по стране в специальном вагоне-храме. Так что историческое возвращение на Родину может восприниматься и как акт покаяния народа перед невинно убиенными в страшную годину русской смуты.

Михаил МАХМУДОВ |
Выбор читателей