Некрепких мозгом курсантов ФБР так приятно убивать

Читать в полной версии →
Без пяти минут сотрудники ФБР никак не могут сделать то, чему их учили – выявить преступника. Вместо этого они тычут друг в друга пистолетами и переводят стрелки. Которые всякий раз указывают на время очередной смерти

Охотники за разумом (Mindhunters)
США, 2004
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Джонни Ли Миллер, Кэтрин Моррис, Кристиан Слейтер, Вэл Килмер, Эл Эл Кул Джей




Фраза "Охотники за разумом" наводит на мысль о топорном фильме ужасов, снятом по дешевке, или о нагруженной спецэффектами комедии на паранормальную тему. Фильм режиссера Ренни Харлина ("Гонщик", "Глубокое синее море", "Долгий поцелуй на ночь") на деле оказывается смесью из детектива, боевика и фильма ужасов о команде курсантов ФБР, которые превращают свой выпускной экзамен на отрезанном от мира острове в игру "Последний герой".

Команда подобрана в меру репрезентативно: негр, британец, инвалид, две девушки и еще три парня. На все про все – пара дней и один маньяк. Десять (точнее, восемь) вооруженных до зубов негритят кружат по острову, выбывая из игры один за другим. Первым мочат Кристиана Слейтера, что почетно. Из знакомых лиц на экране также присутствуют Вэл Килмер, который дорос до "возрастной" роли матерого ФБРовца, и рэппер Эл Эл Кул Джей, который, соответственно, дорос до драматической роли "со словами" и упоминания в титрах под настоящим именем Джеймс Тодд Смит. Джонни Ли Миллер ("На игле", "Планкетт и Маклейн") всем хорош, если не считать того, что его британский акцент звучит слишком подозрительно. Главная героиня, сыгранная Кэтрин Моррис ("Особое мнение", "Час расплаты"), в отличие от них, куда менее выразительна.

Герметический детектив плюс приемы фильмов ужасов в сумме дают крепкий голливудский середнячок, где-то между чушью типа "Лихорадки" и маленьким шедевром вроде "Других" – недаром релиз фильма задержали чуть ли не на год, чтобы достойно подготовить рекламную кампанию, такими неожиданно успешными были тест-показы. Здесь все в меру – в меру кроваво, в меру смешно, в меру захватывающе и в меру бессмысленно. Из бессмысленного особенно смешной оказывается легенда об острове, которую откуда-то знает один из героев – будто бы давным-давно приплыл туда корабль с поселенцами, но через пару лет новый корабль не обнаружил на острове ни одного их следа, кроме странного слова, значение которого не смогли разгадать до сих пор. Слово это оказывается по буквам написанным на куртках новых робинзонов, прямо в стиле первоапрельской шутки "у тебя вся спина белая".

Ключи, строго по канону, расставлены с самого начала, но, как полагается, их замечаешь очень сильно постфактум. На протяжении почти двух часов команда психологов-криминалистов никак не может сесть и сделать то, чему их, собственно говоря, учили – выявить преступника. Вместо этого они постоянно тычут друг в друга пистолетами и переводят стрелки. Стрелки, кстати, всякий раз указывают на время очередной смерти и постоянно подгоняют героев, снова и снова погружая их в атмосферу лихорадочного ожидания.

В отличие от героев, зритель, который в число негритят уж точно не попадает, от убийства до убийства испугаться не успевает. Приходится Харлину применять шоковую терапию: то кошку дохлую подвесит, то девушку кислотой изнутри сожжет, то голову с плеч долой. Как и главный герой, режиссер словно никак не может придумать, как бы поэффектнее совершить новое убийство, чтобы получить от него максимум новых ощущений.

Страшнее всего при этом выглядит пустынный городок, заселенный манекенами, которые смотрят в камеру вечно мертвыми глазами.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей