Команду "Газы!" к нашему автопрому не применять

Читать в полной версии →
Российский автомобилист будет платить за экологию на $500 больше. Зачем такая скромная лепта в дело зеленых? Чтобы соответствовать европейскому экологическому стандарту шестилетней давности




Российский автопром в принудительном порядке переходит на производство автомобилей, соответствующих международным экологическим стандартам "Евро-2". К 2005 г. все автомобильные заводы должны быть в полной боевой готовности. Об этом заявил сегодня 4 августа заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин. Он пообещал, что 2006 г. задаст не менее бешеный ритм.

По расчетам министерства, "Евро-3" предприятия по производству автомобилей смогут осилить как раз в 2006 г., а ориентировочно к 2008-2010 гг. будут в состоянии выйти на уровень "Евро-4". Сорокин заявил, что Минпромэнерго уже в ближайший месяц внесет в правительство проект о переходе российского автопрома на международные экологические стандарты. Ранее сообщалось, что соответствующее постановление будет рассмотрено только осенью, а "Евро-3" будет осваиваться с промежутком в 2-4 года. Между тем, предприятия, производящие автомобили на экспорт, будут вынуждены перейти на"Евро-3" уже в следующем году.

С декабря 2003 г. в России грозились ввести запрет на производство двигателей, не отвечающих экологическому стандарту "Евро-2". Об этом говорил тот же Николай Сорокин, занимавший в тот момент пост начальника департамента машиностроения Минпромнауки РФ. Тогда же были получены гарантии, что к указанному сроку предприятия выйдут на производство двигателей стандарта "Евро-2".

Основной проблемой российского автопрома, как в то время, так и сейчас (и, видимо, навсегда) была практически недостижимая мечта интегрироваться в мировое автомобилестроение. В Европе стандарт "Евро-3" действует аж с 1998 г., т.е. уже в течение пяти лет. В России же только с 2002 г. был введен стандарт "Евро-1".

Параметрами определения "номеров" евростандарта являются нормы токсичности выхлопных газов. Пожалуй, не так страшно то, что наш автопром сможет только частично обеспечить оснащение своей продукции "нейтрализаторами" выхлопных газов. Пока Правительство не рассматривает возможность запрета эксплуатации машин, которые не соответствуют "Евро-2", так как придется "остановить" от 40 до 50% всего российского парка. Соответственно эти требования будут применяться исключительно к вновь выпускаемым автомобилям. Гораздо больше беспокоит то, что пока мы не избавимся от карбюраторов – а, судя по всему, это затянется надолго – о европейской экологии остается только мечтать.

Напрашивается естественный вопрос: какой смысл надрывать российских автопроизводителей, если нагнать Европу мы сможем только формально? По словам Н.Сорокина, переход на производство автомобилей, соответствующих стандартам "Евро-2", будет непременно сопровождаться ростом цены – максимум на $500-600. Таким образом, цены того же "АВТОВАЗа", намеревавшегося помимо всего прочего качественно обновить модельный ряд, медленно, но верно приблизятся к стоимости автомобилей Ford или Scoda. Кто от этого выиграет, понятно и так.

Другое дело, что от "Евро-2" больше выгоды российским производителям грузовиков и автобусов, уже давно приспособившим свои двигатели под европейские экологические стандарты. Техника для малого бизнеса (автобусы "ГАЗа", грузовики "КамАЗа") будет иметь во все времена гораздо хороший спрос, так как аналогичные западные модели стоят на порядок дороже. Например, уже готовы новые модели "ГАЗа". В Нижнем Новгороде собраны первые образцы легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, отвечающих нормативным требованиям "Евро-2". План на июль 2004 г. предусматривает производство 10 легковых и 12 грузовых автомобилей, соответствующих стандартам "Евро-2". К декабрю 2004 г. объем производства автомобилей с антитоксичной системой "Евро-2" составит 70% выпуска, к началу 2005 г. - 100%, что и требуется.

Выбор читателей