Август "порадует" подорожанием бензина

Читать в полной версии →
Аналитики считают, что правительство не может, а скорее не хочет взять под контроль нефтяную отрасль с целью понизить цены на бензин. Рост цен на сырье приносит стране огромные прибыли, но нефтяникам и этого мало




Уже несколько месяцев подряд в стране неуклонно повышаются цены на бензин всех марок. Отечественные потребители топлива недоумевают: нефтяники получают сверхприбыли на экспорте сырья, но вместо того, чтобы оставить внутренние цены на приемлемом для экономики уровне, они и здесь пытаются сорвать куш. Понятно, почему растут цены у наших соседей, например на Украине, которая не имеет столь значительных запасов черного золота и вынуждена слепо следовать за мировыми ценами или торговаться с нами по поводу преференций для братского народа. Но почему Россия, крупнейший поставщик сырья на мировые рынки, должна обирать собственных граждан, пользуясь выгодной конъюнктурой? В конце концов, нефть добывают те же россияне, они ее перерабатывают, они ее перевозят, они ею торгуют, а в конце цепочки они же ее и покупают по завышенной цене.

Как сообщает сегодня РБК со ссылкой на радиостанцию "Эхо Москвы", новый скачок цен на бензин ожидается уже во второй половине августа, а к октябрю рост может составить до 15%. Литр 95-го бензина будет стоить 17 руб., прогнозирует радиостанция. Связывают такое течение событий с рекордными ценами на нефть на мировых рынках. Максимальная цена сделки по фьючерсам Light Sweet в Нью-Йорке 5 августа составила $44,50 за баррель,а это - новый абсолютный рекорд за 21 год ее торговли на бирже. Максимальная цена сделки по нефти Brent в Лондоне достигла $41,30 за баррель, что также стало невиданным прежде скачком с начала разработки одноименного нефтяного месторождения. Все эти факты хорошо известны, да и тенденция, по мнению ряда аналитиков, в ближайшее время не изменится.

Между тем правительство страны предложило неожиданную инициативу. Оно не хочет дополнительно увеличивать экспортные пошлины на нефтепродукты, поэтому министр экономического развития Г.Греф предложил регулировать цены на внутреннем рынке с помощью биржи, если торговать на ней будут вертикально интегрированные нефтяные компании. Даже если закрыть глаза на тот факт, что создание подобного инструмента займет немало времени, есть опасения, что в результате на топливном рынке с появлением еще одного дополнительного посредника цены на бензин не только не снизятся, а скорее вырастут. Есть и другая проблема: в подобном механизме просто не заинтересованы ни нефтяники, ни потребители, а связано это с высоким монополизмом в отрасли. Факт договора между продавцами и крупными покупателями, которым прозрачность сделок нужна, что называется, как собаке пятая нога, не вызывает сомнения. Впрочем, это отдельная тема.

Есть еще два фактора, которые традиционно осложняют ситуацию с ценами на горючее. Во-первых, окончание летних отпусков и начало делового сезона, а во-вторых, уборочная кампания, на обеспечение которой уходит немало топлива. Достаточно вспомнить прошлогоднюю ситуацию, когда только за сентябрь цены выросли на 10%. Таким образом, автомобилистам остается лишь сетовать на неспособность правительства контролировать поведение нефтяников на потребительском рынке и следовать традиционному совету готовить деньги.

А тем временем издание "Газета" приводит нехитрые расчеты, сколько бензина может купить на свою зарплату рядовой потребитель в нефтедобывающей России и в Германии, где черного золота не видели даже во сне. "Литр бензина "супер" стоит в ФРГ €1,19, или 41,65 руб., если принять, что €1 равен 35 рублям. В западных областях Германии средняя заработная плата составляет, с учетом дополнительных выплат, €7,6 в час. При 8-часовом рабочем дне и 20 рабочих днях в месяц - €1216 в месяц. На эти деньги можно купить 1021,85 л бензина "супер". 1 л бензина Аи-95 (по немецкой градации - "супер"), например, в Саратове сейчас стоит 13,5 рубля. На саратовскую среднюю заработную плату, которая составляет около 6 тыс. руб., можно купить 444,44 л бензина Аи-95", – пишет издание. После подобных цифр российскому автолюбителю остается только задумчиво почесать голову.

Максим АРТЕМОВ |
Выбор читателей