Государственные угоны до сих пор в законе

Читать в полной версии →
Сбор денег за эвакуацию автомобилей был отменен в 1997 г., когда эвакуаторы и блокираторы были запрещены федеральным законом. И вот сейчас все это опять работает на полную катушку, принося кому-то неплохие барыши




В качестве вступления

"После работы я поехала встречать дочку, которая возвращалась из Феодосии. При подъезде к Киевскому вокзалу начался ливень. Машин, как всегда, набилось предостаточно, платные стоянки были заполнены полностью. Я поставила автомобиль около тротуара рядом с парковкой, на место выезжавшей. Когда вместо с ребенком вернулась к месту стоянки, то обнаружила – моей "девяносто девятой" нигде нет. Первая мысль: "Ну, вот и я дождалась – угнали!". А на руках остались только ключи – сумку с документами, деньгами и сотовым телефоном я оставила от дождя в машине.
Наконец у охранника парковки узнала, что машину забрали. Он посоветовал обратиться к стоявшим рядом сотрудникам ДПС. Один из них отправил меня на Сколковское шоссе, 29 – оформлять протокол. А там, мол, скажут, куда дальше ехать за машиной. Дочь отвезла домой на метро и, заняв у соседки 3 тыс. рублей на всякий случай, отправилась по указанному адресу.
В дежурной части мне достаточно вежливо объяснили, что делают в таких случаях. Сначала для составления протокола надо было съездить на штрафстоянку за документами (очень долго искала сие место типа свалки, огороженное забором с железной дверью и окошком для переговоров, как в камерах). Оформлявший "дело" сотрудник говорил, что со стоянки, где сейчас стоит машина, ее без штрафа даже они сами не забирали, что, мол, бумаг там много заполнять надо и "договориться" можно было только на месте "преступления" с инспектором Дьяконовым (это он угнал мою машину). После оформления протокола мне выписали квитанцию на оплату первого штрафа в сумме 300 руб. (предупредив, что за неуплату в течение месяца мне может грозить 15 суток ареста), и я поехала уже с протоколом вызволять машину оттуда, куда ее привезли на эвакуаторе, – на Рябиновую, 71. Там я поняла, зачем нужны красующиеся кругом надписи: "Ведите себя вежливо, стоянка оснащена видеонаблюдением". Разъяренные мужики пытались выяснить отношения. Но впускали только по одному – и только после того, как выедет очередное проштрафившееся авто.
Молодые ребята посмотрели документы и отвели меня в сторожку-кассу, где два "бригадира" оформляли квиточки, на которых не было печатей (правда, кассовый аппарат, как на любом рынке, присутствовал). 1809 руб. 20 коп. за эвакуацию плюс 52 руб. 70 коп. за лишний час "отстоя" свыше первых трех. Платить совсем не хотелось (эвакуация машины в любую точку Москвы авторемонтными коммерческими структурами стоит 1200-1500 рублей). Я умоляла меня пожалеть, говорила, что деньги эти заняла (что было чистейшей правдой), до зарплаты еще целых десять дней, предлагала бутылку отличного коньяка (по цене ненамного дешевле штрафа), оставшуюся после дня рождения, просила оформить штраф безналом (чем смутила принимавшего деньги). "Бригадир" мне объяснил, что если бы он хоть кому-то сделал поблажку, его бы выгнали. В общем, хочешь – плати, не хочешь – не плати: счетчик включен, машина постоит еще и "золотой" покажется..."

Предыстория вопроса

Сбор денег за эвакуацию автомобилей в том виде, как он описан выше, был отменен в 1997 г., когда эвакуаторы и блокираторы были запрещены федеральным законом. Вплоть до конца 2003 г. меры принудительной эвакуации применялись только к машинам, владельцы которых управляли ими в нетрезвом состоянии или не соблюдали правил дорожного движения, а также за другие (не массовые) нарушения, не связанные с правилами парковки и остановки в "неположенных местах". И вот сейчас все это опять работает в полном блеске и объеме, принося кому-то неплохие барыши.

Как сообщил мне "по секрету" один из инспекторов, "в таких акциях главное – кучность и быстрота. Никто не будет выдергивать одну припаркованную машину-нарушительницу. Тем более, если к ней нет соответствующего подхода-подъезда". На Киевском вокзале была спланирована именно милицейская операция – быстро было "выдернуто" порядка 20 машин. Главное – увести автомобиль, пока нет хозяев. А дальше вам его не вернут, если вы не подпишете протокол, где должны согласиться со всем, что там написано.

Кстати, собственно и с самими платными парковками тоже до конца не разобрались. В центре Москвы и у культурно-торговых мест на окраинах уже давно практически не осталось ни клочка бесплатного асфальта. И даже после того как московская Дума ввела налог с продаж, что, согласно федеральному закону, должно было повлечь автоматическую отмену платы за парковку, дань с автомобилистов взимать не перестали. И у Киевского вокзала, где берут за час 50 руб. (а должны не более сорока), она точно незаконна – не так давно эта информация была озвучена на радио и телевидении. Причем на запрос в органы МВД, курирующие это район, был получен следующий ответ: "У нас все под контролем".

Все незаконно

До сих пор четко не определены критерии того, как автомобиль "мешает дорожному движению". Сейчас степень помехи определяет индивидуально инспектор ГИБДД. Он же решает, эвакуировать машину или нет. И, естественно, этим уже "заложена" возможность вовсю шантажировать хозяев машин. Юристы утверждают, что принятое Постановление правительства Москвы от 03.06.2003 г. №412-ПП во многих своих частях незаконно. Есть примечание к ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП): "В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещаются применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом".

Поэтому формулировки, которые приведены в постановлении ("машина перемещается, транспортируется другой машиной"), – это уловка, чтобы нарушить кодекс. Статья 12.36 КоАП РФ идет еще дальше. Она говорит о том, что эвакуация вообще запрещена, и за сам факт применения эвакуатора назначается штраф в размере 20 МРОТ для чиновника или милиционера с обязательной конфискацией самого эвакуатора. Ст. 27.13 Кодекса говорит, что можно задерживать транспортное средство, когда водитель пьян, забыл права. Однако там же сказано, что нужно вернуть транспортное средство, когда причина задержания исчерпана. То есть если был пьян – то проспался, если забыл права – то привез их. "Отдавать машину со стоянки должны бесплатно. – утверждает известный адвокат Леонид Ольшанский. – Кроме того, автолюбителей заставляют платить штраф еще и за неправильную парковку. И это незаконно. Во-первых, существует презумпция невиновности, мы не знаем, кто поставил машину, хозяин или кто-то другой. Во-вторых, штраф можно уплатить в течение 30 суток, а не за одну минуту, поэтому ГАИ обязана выдавать разрешение на вывоз машины со спецстоянки без уплаты штрафа. К тому же, в ст. 27.13 КоАП говорится, что порядок оплаты устанавливает правительство России, а в постановлении написано, что тарифы может устанавливать местное правительство".

Альтернативы нет?

Доход от эксплуатации штрафстоянок (туда машину могут отправить в случае: если нет предусмотренных ПДД документов, в том числе полиса обязательного страхования; если водитель пьян и отказывается от медицинского освидетельствования; если имеются неисправности, при которых запрещена эксплуатация; если нарушены правила стоянки и остановки транспортных средств) якобы должен идти в городской бюджет; занимаются спецпарковками ГУП "Гаражно-техническое обслуживание" и ГУП "Московская служба технического контроля на транспорте". Хотя все прекрасно понимают, что доходы от эвакуаторов вряд ли польются могучим потоком в местный бюджет.

Недавно я наблюдал такую картину на упоминавшемся уже Киевском вокзале. Блестящий джип перегородил проезд так, что не мог проехать троллейбус, и образовалась огромная пробка, которая рассосалась, только когда сами пассажиры вместе с водителями рядом стоящих машин не оттащили вопящий сигнализацией джип чуть в сторону. Примерно минут через 15, когда к джипу подошли два могучих владельца, к ним выбежал "из кустов" инспектор, "пожурил" нарушителей и (получив, видимо, личный взнос или просто отдав дань уважения хозяевам жизни) отправился добирать план "угонов по-государственному" автомобилями попроще...

В качестве эпилога

В конце 80-х я получал гостевую визу к другу, на всякий случай припарковав свой старенький "москвич" на Садовом кольце достаточно далеко от американского посольства. А далее – та же картина и те же эмоции, как у женщины в начале статьи: "Неужели украли? Кому нужен десятилетний М2140?!" Ошарашенный, я побежал к скворечнику ГАИ на перекрестке Герцена и Садового кольца. Гаишник предположил, что мою машину "забрали", и дал адрес отделения в районе Смоленской площади. Проторчав там часа три, пока составляли протокол, и сбегав в сбербанк для оплаты штрафа, я получил адрес, куда отвезли мою видавшую виды машину, – Рябиновая, 71. Не помню, сколько точно я заплатил, но по тем временам это была огромная для моего кошелька сумма. К слову, оказавшись в Америке и арендовав автомобиль, я очень быстро нахватал штрафов за неправильную парковку аж на $480. Но судья "скостил" мне большую часть из них – во всех тех случаях, где возникало хоть малейшее подозрение, что "тикет-штрафа" можно было избежать. Я понял, что суд изначально был на моей стороне в споре с системой, и после этого случая долго был уверен, что это правильно – решать все возникающие споры через суд. Но позже, уже после столкновения с нашей судебной машиной, осознал другое: это досконально продуманная "защита от дураков". Где в роли последних зачастую выступаем мы.

Игорь ТИМОФЕЕВ |
Выбор читателей