|
Представитель Нефтяной компании юга Ирака Хасан Мухаммед аль-Мухамедди заявил, что нефтяники были вынуждены пойти на этот шаг из соображений безопасности: боевики "Армии Махди" заявили, что атакуют нефтяные инфраструктуры на юге страны. Поскольку до 90% всего экспортного горючего страны поступает в терминалы Персидского залива через нефтепроводы южного Ирака, можно говорить о том, что Багдад прекратил поставки черного золота на мировой рынок.
Вице-губернатор г. Басра и представитель имама Муктады аль-Садра в южных провинциях страны Салям аль-Малаки заявил, что "если не прекратится варварство, которое творится в Наджафе и американские войска не покинут в ближайшее время священного города, то шииты, проживающие в трех южных провинциях - Басра, Эль-Амара и Эн-Насирия, - примут решение отделиться".
Эти сообщения породили поистине апокалиптические прогнозы, например, президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что не удивится, если цена нефти достигнет $100 за баррель. Можно над этим и посмеяться, если забыть, что до захвата американцами Ирака никто, находясь в добром здравии, не предполагал, что цена в $40 станет реальностью.
Как пишет газета La Stampa, "очень плохие новости приходят и из России. Правительство заморозило добычу главного добывающего предприятия "ЮКОСа". Кроме того, издание цитирует доклад Deutsche Bank, который называется "Лицом к лицу с ужасом". Там говорится о том, что цены на топливо могут дойти как раз до этого уровня, если какой-нибудь инцидент, катастрофа или саботаж приведут к сокращению поставок. "ОПЕК сейчас работает на 95% своих мощностей, и в этой ситуации потеря 1 или 2 млн баррелей в день теоретически может привести к удвоению нынешних цен", – сказал в интервью Bloomberg стратег Deutsche Bank в Лондоне Адам Симински. В этом году цена увеличилась на 35% в условиях растущего спроса, прежде всего в США и Китае, и страха перед прекращением поставок из таких стран, как Россия, Ирак, Венесуэла, Саудовская Аравия и Нигерия.
Однако аналитики считают все же не совсем правильным говорить о таком резком запредельном скачке. Маловероятно, полагают они, что произойдут сразу несколько крупных и долгосрочных перерывов в поставках. Кроме того, страны-потребители в любом случае смогут воспользоваться собственными стратегическими запасами. Цена свыше $50 за баррель будет просто непосильной, сработает основной закон экономики, он приведет к уменьшению спроса и заставит увеличить предложение.
Тем временем 15 сентября в Вене ОПЕК рассмотрит возможность увеличить добычу и, соответственно, поставки. Руководящий орган Союза стран - экспортеров нефти уже обратился с призывом к России и Анголе об увеличении экспорта их нефти на мировой рынок для того, чтобы хоть немного сбить цены.
Президент ОПЕК, министр энергетики и добывающей промышленности Индонезии Пурномо Юсгианторо выступил с успокаивающим заявлением, в котором он подчеркнул, что организация обладает достаточными резервами, чтобы оказать влияние на снижение цен на нефтяные энергоносители. Индонезийский министр даже уточнил, что ОПЕК располагает возможностями по увеличению добычи и экспорта нефти на 4 млн баррелей в день. Он также сообщил, что при негативном развитии конъюнктуры вполне возможно введение в оборот нефтяных резервов ОПЕК.