|
Он был предложен группой российских разработчиков, которые взяли на вооружение эксперименты, проведенные в Китае. В этой стране уже построено 30 км линии для поездов на магнитной подушке. Дорога связывает Шанхай с аэропортом, и максимальная скорость, развиваемая составом, составляет 460 км/ч. К Олимпиаде-2008 планируется протянуть линию от Пекина до Шанхая, т.е. около 800 километров. Время в пути между этими городами будет составлять всего два часа.
Принцип действия транспортной системы "Маглев" (магнитная левитация) построен на том, что поезд не катится по рельсам, а летит над ними, уравновешивая свой вес магнитной силой, которая возбуждается в сверхпроводящем кабеле электротоком. Состав на магнитной подушке способен развивать скорость свыше 550 км/ч. В этом случае использование традиционного железнодорожного полотна становится невозможным. Но, несмотря на многие технические сложности, такие поезда считаются перспективными во многих странах.
Вместе с тем, Акулов отметил, что идея создания высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург сегодня вновь актуальна. В частности, предложено недавно совместить создание высокоскоростной магистрали с параллельным строительством автомобильного шоссе. Глава агентства добавил, что в этом проекте готовы участвовать мощные бизнес структуры из Азии, не уточнив, правда, о каких именно компаниях идет речь.
Различные идеи по поводу скоростной железнодорожной трассы между двумя российскими столицами возникали много раз за последние сорок лет. Еще в 1964 г. по примеру Японии, построившей скоростную дорогу "Токайдо", начались работы над отечественным проектом. Десять лет ушло на разработку и изготовление в Риге, Калинине и Пльзене (Чехословакия) скоростного электровоза и специальных для него вагонов, предназначенных для скоростной магистрали Ленинград - Москва - Крым - Кавказ. Но дело застопорилось.
В 1987 г. советские железнодорожники вновь вернулись к этой идее. С распадом СССР этим проектом стало заниматься специально созданное акционерное общество "Высокоскоростные магистрали". За $5 млрд было намечено построить магистраль, транспортно-коммерческий комплекс и скоростной поезд "Сокол", способный двигаться со скоростью 250 км/ч. В 1997 г. Петербург выступил поручителем кредита на $200 млн, который дал под проект консорциум английских банков. Однако спустя три года проект свернули, от него остался лишь вырытый для транспортно-коммерческого комплекса котлован. Кредит так и не был погашен, а спор по поводу принадлежности долгов между администрацией северной столицы и Министерством финансов РФ продолжается до сих пор.
"Сокол" так и не взлетел над железнодорожным полотном, но зато осталась от проекта специально построенная магистраль. Некоторое время по ней ходил фирменный поезд "Невский экспресс", доставлявших пассажиров из Москвы в Питер в два раза быстрее "Красной стрелы". Однако в конце 2003 г. при эксплуатации были выявлены недоработки и поезд сняли с маршрута. Другая причина полугодового простоя "Невского экспресса" - ошибочная тарифная политика руководства железной дороги, поднявшего стоимость билета до уровня авиационного. В МПС рассчитывали, что утренний поезд, позволяющий оказаться в центре столицы уже в 11 ч утра, а вечером вернутся обратно, будет наиболее востребован пассажирами. Однако расчеты железнодорожников не оправдались: загрузка была очень низкой и состав сняли с линии.
И вот теперь вновь поговаривают о скоростной линии Москва-Петербург. ОАО "Российские железные дороги" намерено запустить новый поезд, скорость которого будет достигать 250 км/ч. Его разработка займет около трех лет. Инфраструктура железнодорожного пути Москва - Петербург для скоростного движения уже подготовлена. Вся проблема в том, что подобного подвижного состава пока что нет. Во сколько обойдется реализация данного проекта, тоже еще не известно. Ясно одно: проект рассматривают как своего рода экспериментальную площадку для последующего строительства скоростных железных дорог из России в Европу.