|
Взять, к примеру, проблему крупного городского транспортного узла "Выхино". Главная его особенность в том, что здесь посредством общей станционной инфраструктуры (платформ, переходов и пр.) осуществляется пересадка пассажиров из поездов метро на пригородные электропоезда и наоборот. Для тех, кому доводилось побывать в этом замечательном месте в качестве пассажира метрополитена или пригородной электрички, можно не говорить о том, что происходило там некоторое время назад. Сегодня ситуация с перевозкой пассажиров еще более ухудшилась. Строительство новых железнодорожных платформ и пешеходного тоннеля привели к отмене множества электропоездов. Пассажиры же имеют все шансы сломать ноги на старых платформах, которые разрушают одновременно со строительством новых.
Попасть в метро можно сегодня фактически лишь через один подземный переход. Второй, новый, сияющий мрамором, используется мало, потому что из него, сойдя с электрички, напрямую в метрополитен не попадешь. Более того, во время сильных дождей огромный 12-метровый переход стало заливать водой, поскольку над ним так и не сделали крышу. Интересно, что же там будет зимой?
И все же основная проблема-загадка Выхинского транспортного узла состоит в другом: сможет ли строительство новых платформ и переходов уменьшить степень его перегрузки? Вряд ли. Наполеоновские же планы московского правительства, если они, конечно, осуществятся, вообще приведут к закрытию этого узла.
Дело в том, что, согласно этим планам, Таганско-Краснопресненскую линию метро собираются продлить дальше, за "Выхино", где и появится новая станция метрополитена "Пронская", расположенная в микрорайоне Жулебино. Именно она станет конечной. Безусловно, это будет удобно для жителей Жулебина. Но тогда станцию "Выхино" в пору будет просто закрыть. Сегодня значительная часть пассажиров приезжает туда на электричках из области и осуществляет посадку в пустые вагоны метро. После открытия станции "Пронская", к "Выхино" метропоезда будут подходить заполненные пассажирами как минимум на треть. Это значит, что в час пик очереди на станции метро "Выхино" увеличатся еще больше, а давка на железнодорожной платформе выйдет за всякие пределы.
Но и это не все. Возле новой станции метро "Пронская" столичные власти хотят разместить новый крупный автовокзал. Это также прибавит пассажиров на Таганско-Краснопресненской линии, потому что до автовокзала и после него они также будут использовать метрополитен.
В довершение всего, по заявлению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в столице до 2010 г. планируется построить перехватывающие автостоянки на 130 тыс. машиномест. Одна из них, на 700 машиномест окажется (вы правильно догадались) возле метро "Выхино". Доехав до нее из области, водитель и его пассажиры пойдут опять же в метро! Что ждет в этом случае станцию "Выхино", а главное – следующих через нее пассажиров догадаться не трудно. Возможно, это будет транспортный коллапс, несущий в себе вполне реальную угрозу для самих пассажиров, рискующих быть либо раздавленными толпой, либо сброшенными с платформы. О срывах графика движения поездов и массовых опозданиях людей к местам работы говорить уже просто бессмысленно.
Последней каплей станет установка на железнодорожной станции "Выхино" турникетов для пассажиров, выходящих из пригородных электропоездов. Смогут ли эти турникеты в час пик удержать толпу людей, желающих пересесть с подошедшей электрички на поезд метро, – сомнительно.
Есть ли выход из "выхинского тупика"? Наверное, есть и, возможно, не один. Можно, конечно, ограничиться такими полумерами, как строительство новых переходов, или открытие еще одного входа - четвертого с железнодорожной платформы в метро. Сегодня работают три – еще один занят какими-то киосками. Понятно, что получение с них арендной платы кому-то более выгодно, чем обеспечение свободного прохода пассажиров.
В целом же, решение выхинской и прочих транспортных проблем столицы связано не столько с узостью платформ и нехваткой переходов. Транспортная система Москвы создавалась с расчетом на совсем другие количества пассажиров, нежели те, которые ей приходится пропускать через себя сегодня. Вряд ли пару-тройку десятков лет назад кто-то мог предположить, какие людские массы каждое Yтро будут направляться из области на работу в столицу, а под вечер возвращаться обратно. Фундаментально проблема может быть решена лишь после того, как область сможет обеспечить своих жителей достаточным количеством рабочих мест, избавив их от необходимости искать работу в Москве. Когда это произойдет, и произойдет ли это когда-нибудь вообще, не может сказать ни кто.
Другой вариант выхода из "выхинского тупика" можно назвать техническим, хотя более справедливо его было бы назвать фантастическим.
Что делает пассажир, если ему из "Выхино" надо попасть в то же Марьино или на "Красногвардейскую"? Он едет на метро в центр или в лучшем случае до кольцевой линии, а затем до пункта назначения. Если бы "Выхино" было бы соединено с этими станциями так называемым "большим кольцом" метрополитена, то время на поездку сократилось бы минимум в три раза, а поезда ходили бы по радиальной линии в центр полупустыми, поскольку половину пассажиров забрала бы кольцевая линия. Кстати, это большое кольцо можно было бы сделать открытым способом и запустить его вдоль МКАДа. Правда, как утверждают эксперты московского метрополитена, несмотря на то, что такой способ будет стоить гораздо дешевле, денег на подобные работы в столичной казне нет. Латать же тришкин кафтан, каким сегодня является выхинский узел и ряд других транспортных узлов Москвы, нет смысла. Через несколько лет эта проблема возникнет опять.