|
В роли космических весов или, как говорят в ЦУПе, "измерителя массы" выступил российский грузовой корабль "Прогресс М-50", который пристыковался к станции в минувшую субботу. Как пояснили специалисты, коррекция орбиты МКС началась в 05:24 мск, когда включились двигатели "Прогресса" на 315 секунд, и ни секундой больше. Эксперты заявили, что все прошло так, как надо: станция поднялась на нужную высоту и достигла орбиты с максимумом в 381 км, заявили в центре.
В принципе теперь вычислить точную массу станции не так сложно. Как пояснил руководитель полетов Владимир Соловьев, элементарный закон физики для средней школы – "сила равна массе, умноженной на ускорение", – позволяет довольно точно рассчитать массу МКС вместе с грузовиком "Прогресс". Транспортный корабль взвесили перед стартом с Байконура, точная сила тяги его двигателей была определена во время полета к МКС, а ускорение зафиксируют специальные датчики, установленные на станции, пояснили эксперты ЦУПа. И тем не менее вычисления предстоят масштабные. В Королеве сообщили, что баллистики запросили на расчеты несколько дней, поэтому точную массу станции (плюс-минус 1-2%) они сообщат, по-видимому, только в понедельник.
Пока же специалисты знают лишь приблизительный тоннаж МКС: по расчетам специалистов ракетно-космической корпорации "Энергия", орбитальный комплекс весит сейчас около 183 тонн. Но на корабль регулярно прибывают грузы и оборудование, для коррекции орбиты и маневров используется топливо, станция регулярно избавляется от мусора и отработанных материалов, на Землю отгружаются научные образцы. По словам В.Соловьева, такое взвешивание МКС проводилось впервые, однако у российских ученых уже есть опыт взвешивания станции "Мир".
Как подчеркнул руководитель полетов, "точную массу МКС необходимо знать, чтобы более экономно расходовать топливо для ее ориентации". "Полеты в космос и доставка грузов на орбиту - дело очень дорогое, и нам приходится быть рачительными хозяевами", - добавил он. Рачительность в понимании наших ученых - это дополнительная, научная нагрузка на обыденную процедуру – изменение высоты орбиты. Подобные коррекции производят несколько раз в год, потому что МКС каждый день теряет высоту на 150–200 метров. Помимо плановых подъемов орбиты, время от времени станция маневрирует для того, чтобы избежать столкновений с космическим мусором. Иной раз и от спутников приходится уклоняться.