Фото: vesti.ru |
Вчера же МИД РФ прокомментировал произошедшее, явив этим, видимо, очередной пример "нежелания налаживать конструктивный диалог" с Эстонией. "Открытие памятника в Лихула - позорный акт, оскорбляющий память жертв фашизма во всех странах мира. Особенно кощунственно он выглядит на фоне недавних торжеств по случаю 60-летия высадки союзников в Нормандии и разворачивающейся подготовки к 60-летию Победы над фашистской Германией", - подчеркивается в документе. "Серьезное беспокойство вызывает также то обстоятельство, что реваншистские тенденции все отчетливее проявляются в стране, ставшей недавно членом Евросоюза и НАТО. Невольно возникает вопрос: а как в Брюсселе смотрят на активизацию в Эстонии бывших фашистских приспешников, пытающихся подвергнуть ревизии итоги Второй мировой войны?", - отмечают в МИД РФ.
Ответ на российское возмущение эстонцы уже дали. Правящая партия Res Publiсa (ее председатель занимает кресло премьера) на днях опубликовала "Три тезиса о нацизме, Второй мировой войне и политике". Оказывается, "современным людям следует понять, что во Второй мировой войне не было явных победителей и проигравших", что начинающееся в Эстонии антифашистское движение недопустимо, его акции и начинания неуместны, а политики-антифашисты в своей деятельности граничат с популизмом и подлостью. "Наше членство в НАТО и ЕС оказались бы нереальным, если бы не было борьбы наших парней, борьбы вермахта, борьбы целой немецкой армии, в том числе "Ваффен-СС". Такие теперь у Таллина доводы. Полное ощущение глобальной амнезии в отношении Нюрнбергского процесса, признавшего Германию проигравшей, а СС – преступной организацией. Остается удивляться, почему эстонцы не хотят повторить все эти слова, к примеру, в Елисейском дворце или Белом доме…
Весь мир отмечает Победу в Мировой войне в мае, а гордые прибалты – 31 августа. Подсчеты не хитрые: по международному праву присоединенная территория становится после 50 лет аннексии частью страны захватчика. Прибавьте к 1940 г. полвека и получается, что к 1991 г., когда Эстония восстановила независимость, она была юридически неотъемлемой частью Советского Союза. Потому и переключились эстонские политики на другой термин — "оккупацию", которая по международному праву продолжается до тех пор, пока войска оккупанта не покинут захваченную территорию. Потому и говорят, что в Эстонии Вторая мировая война закончилась лишь с выводом советских воинских частей: 31 августа 1994 года. При этом России регулярно напоминают, что она все еще слезно не покаялась за все свои грехи и не выплатила многомиллиардную "компенсацию за оккупацию".
Ложные истины вбиваются в головы тех, кто только начинает жить и уже мало знает о событиях полувековой давности. На сайте эстонского МИДа вывешена историческая справка: "1944: трагический год в истории Эстонии". В ее преамбуле сказано, как 60 лет назад тысячи эстонцев воевали друг против друга на стороне Гитлера и Сталина: "эстонские парни шли на войну в надежде, что по окончании войны будет восстановлена независимость Эстонии" (в том числе - воевавшие в Советской армии!). Лицемерно представляя жертвами всех эстонцев, героями провозглашаются все-таки те, кто воевал на стороне Германии, а эстонцы-красноармейцы – не более чем "изменники". Предпринимаются далекие от истины попытки доказать то, что все эстонцы, воевавшие на стороне немцев в 1944 г., якобы отказались присягать Гитлеру. Особенно это смешно, когда речь идет об Эстонской 20-й дивизии СС, которой и поставлен лихульский памятник. Негоже и врать там же, что "демократические государства никогда не признавали советской оккупации": как будто не было Ялтинских соглашений, согласно которым все согласились с вхождением Прибалтики в состав СССР, и знаменитого Совещания по безопасности и сотрудничеству, прошедшего в 1975 г. в Хельсинки и признавшего незыблемыми послевоенные границы в Европе.
Известно, что по планам Розенберга большинство эстонцев национал-социалисты собирались переселить на острова Северного Ледовитого океана. Но в Таллинне предпочитают об этом не вспоминать, передергивают исторические факты и подкармливают страх перед Россией. Сегодня приходится говорить о глубоком кризисе эстонского общества, которое молча взирает на попытки нацистского реванша, которые опасны не сами по себе, а угрозой нестабильности и без того расколотого общества.
Жизнь показывает, что даже уйдя под крыло НАТО прибалты ничуть не расстались со своими болезненными страхами насчет "агрессивного восточного соседа". Согласно данным опроса эстонской социологической фирмы Turu-uuringud, 20% жителей Эстонии считают, что вступление страны в НАТО только увеличило опасность нападения на страну со стороны России! Каждый двенадцатый из опрошенных жителей Эстонии, оказывается, полагает, что после вступления в Североатлантический альянс они почувствовали себя в меньшей безопасности. То есть и без НАТО – страшно, и в альянсе – боязно.