Нам предрекают судьбу стран Латинской Америки

Читать в полной версии →
Директор российской и евроазиатской программы Фонда Карнеги предложил читателям Financial Times посмотреть на второй срок Владимира Путина широко открытыми от ужаса глазами




Судьбой большого бурого медведя, развалившегося на руинах Советского Союза, озабочено большое число разных зарубежных аналитиков, политологов и экономистов. Буквально дня не проходит, чтобы кто-нибудь из них не выступил с порцией предсказаний на тему, что ждет Россию. Предсказания эти по большей части мрачны, лишь изредка в них встретишь вкрапления осторожного оптимизма. Вот и Андерс Аслунд, директор российской и евроазиатской программы Фонда Карнеги, предложил читателям Financial Times посмотреть на второй срок Владимира Путина широко открытыми от ужаса глазами.

Его статья "Стремление Путина к власти вредит России" (перевод на "ИноПресса") так и начинается: "В России творится что-то странное. Крупнейшая нефтяная компания "ЮКОС" вот-вот станет банкротом в разгар нефтяного бума, хотя это одна из самых эффективных и прозрачных российских компаний, которая производит 2% мировой нефти – столько же, сколько Кувейт и Ливия. Дело "ЮКОСа" способствовало росту мировых цен на нефть. Почему же дела пошли так скверно?"

Все дальнейшее рассуждение будет посвящено поиску ответа на столь трагический вопрос, хотя, по мнению автора, причины и так ясны, хоть и "отвратительны": жажда власти у Владимира Путина и желание его друзей получить активы нефтяной компании определяют второй срок президента, который совсем не похож на предыдущий.

Вот то ли дело во время первого срока – все было достаточно хорошо даже по оценкам либерального аналитика. Президент консолидировал свою власть, добился роста экономики, укрепил международные позиции страны и обеспечил себе "подлинную популярность" у населения. Однако, балансируя "между требованиями могущественных бизнесменов и своих бывших коллег из КГБ", он отдает предпочтение политическому контролю, национальной силе и экономическому росту. Что, спрашивается, плохого в национальной силе и экономическом росте? Ответ наблюдателя – дефицит демократии и слишком дорогая цена, которую за него приходится платить.

"Путин победил всех своих противников: независимые СМИ, олигархов, региональных губернаторов, коммунистов, либеральные партии, парламент как таковой и даже правительственный аппарат, - продолжает нагнетать Андерс Аслунд ужас на читателей. - Власть, которой они раньше обладали, захватывают друзья Путина по КГБ и сохранившиеся крупные государственные предприятия оборонного, энергетического, трубопроводного, железнодорожного, телекоммуникационного и банковского секторов. Граница между этими двумя силами размыта, так как люди из КГБ занимают командные высоты в экономике".

"Все это грозит тем, что Россия не пойдет путем англо-американской экономики, якобы подвергая тем самым угрозе свою собственную. Приватизация практически остановилась. Россия примет провальную модель государственных монополий, которая применяется во многих странах, входящих в ОПЕК. Это скорее рано, чем поздно начнет мешать экономической экспансии, - звучит в устах Андерса Аслунда почти как приговор. - Россия в структурном плане становится похожей на Латинскую Америку, и аналогии с Карлосом Менемом из Аргентины и Альберто Фухимори из Перу напрашиваются. Оба лидера были успешными в первые сроки и потерпели сокрушительные фиаско во вторые".

Вот такой взгляд исподлобья на наше будущее.

Семен НИКИТИН |
Выбор читателей