Ингушский сценарий в Грозном. Как это было

Читать в полной версии →
Готовясь к выборам, чеченская столица ожидает и акций непримиримых. Грозный покинула часть жителей. "Yтро" публикует список погибших в результате дерзкого нападения чеченских боевиков 21-22 августа




Сообщения о крушении двух российских самолетов, приведшем к человеческим жертвам, в Чечне было воспринято относительно спокойно, даже несмотря на то, что подспудно многие в России видят в этом ЧП чеченский след. Но к чрезвычайным происшествиям в республике привыкли настолько, что новость о гибели людей под Ростовом и Тулой здесь не вызвала особых эмоций. Тем более что первые подробности авиакатастроф, озвученные российскими СМИ, отличались привычной невнятностью. После обнаружения обломков самолетов появились и комментарии лидера боевиков Аслана Масхадова, который отрицает причастность к падению самолетов. Кстати, верить бывшему ичкерийскому президенту, уже пять лет отсиживающемуся по схронам, не очень хочется. Но, судя по всему, чеченских боевиков гораздо больше интересует то, что происходит в Чечне накануне выборов.

Минувшие сутки в Грозном убирали улицы после ожесточенных боев, проходивших здесь 21 и 22 августа, когда в город вошли группы боевиков. За три дня до выборов на улицах Грозного развешивали плакаты и транспаранты с изображением кандидатов в президенты Чечни. Сразу бросается в глаза, что больше наглядной агитации имеет выдвиженец партии власти Алу Алханов. Это касается и граффити на заборах, на дырявых от попаданий снарядов стенах домов и больших постеров с изображением рукопожания Владимира Путина и Алу Алханова. И все же не выборы, исход которых ясен всем от мала до велика в Чечне, является темой №1 в разговорах жителей Грозного. Главный вопрос – безопасность граждан – как и восемь, как и четыре и два года назад до сих пор не решен. И это в который раз подтвердили события в столице Чечни.

В официальных российских структурах утверждают, что никакого нападения боевиков 21 августа не было. Это говорят и генерал РОШ Илья Шабалкин, и гражданские чиновники. Но все-таки утверждения местных жителей свидетельствуют о том, что центр Грозного – по крайней мере, печально известная площадь "Минутка", ведущие магистрали города, связывающие районы чеченской столицы, определенное время контролировались боевиками. По одной из версий, общее руководство действиями нападавших осуществлял полевой командир Доку Умаров, который возглавлял боевиков и во время рейда в Ингушетии. Кстати, грозненские события начались ровно через два месяца после нападения на соседнюю Ингушетию 21 и 22 июня. Поразительно совпадает и сценарий действий боевиков: как и два месяца назад бандиты, облаченные в черную униформу, надели маски и выставили блокпосты на улицах и площадях города, останавливали машины, требовали документы. Боевики вели охоту на милиционеров и сотрудников спецслужб. Человек, предъявлявший документы, подтвержающие его принадлежность к какой-либо из российских силовых структур, расстреливался на месте. Милиционеры оказывали сопротивление, но силы были неравны. Басаевцам удалось пусть и на несколько часов создать численный перевес в уличном бою и убивать, стреляя даже в женщин и детей. Еще два года назад Масхадов заявлял, раздавая инструкции боевикам, что их тактикой должно стать "отсутствие всякой тактики, а правилом – отсутствие всяких правил". Ясно одно - в Грозном бандиты действовали четко, синхронно в разных районах города, что свидетельствует о координации и планировании их вылазки. Сама акция носила явно демонстрационный характер, ведь в Чечню накануне прилетел Владимир Путин, который посетил могилу Ахмада Кадырова. Так что нападение на Грозный можно смело считать еще одним ичкерийским вызовом Путину после Ингушетии, волнений и недавних провокаций в Дагестане. Более того, заранее не признавая результатов выборов в Чечне, боевики ставят задачу запугать население, сорвать процедуру голосования. Чем обернутся их планы, пока неизвестно, но часть жителей чеченской столицы выехали в села.

"Их были сотни, а точное количество неизвестно, - говорит наш собеседник, чеченец Адлан. - То, что говорят по телевизору, - неправда. Мы сами видели, что боевики действовали по ингушскому сценарию. Они не входили в город открыто, они находились здесь длительное время, изучили обстановку, а потом по команде переоделись в форму, которую носят омоновцы и кадыровцы, и стали убивать. Боевики имели удостоверения сотрудников спецслужб и милиции".

Как оказалось, официальной цифры погибших и раненых как таковой не существовало. Сначала речь шла о 36 убитых сотрудниках чеченской милиции и одном захваченном в плен. Но цифры потерь затем возросли в два раза. Многие грозненцы утверждают, что убито гораздо больше людей - и мирных жителей, и военных, и милиционеров. Причем были жертвы среди российских солдат и офицеров – сотрудников спецслужб, МВД и военных. Так, есть убитые – офицеры и прапорщики 46-й бригады внутренних войск. "Площадь "Минутка" была усеяна телами, - свидетельствует наш собеседник Адлан. – Перестрелки происходили во многих местах. Так что жертв, действительно, много". Началом нападения можно считать взрыв в 18:10 мск в субботу 21 августа, затем еще – боевики дважды пытались обстрелять территорию комплекса правительственных зданий из противотанковых ракет "Фагот", но по неграмотности промахнулись. В 18:30 мск, судя по официальным данным, группы бандитов вошли на территорию Октябрьского района Грозного и двигались к райотделу милиции, по пути захватывая гражданские автомобили. Так, 20 боевиков захватили УАЗ 43-летнего Хазара Хамдиева, следом за ним отобрав автомобиль милиционера Хаважу Жумаева. На улицах Ленина, Кирова и других захватывались автомобили. Впоследствии большинство из них были брошены боевиками в Заводском районе Грозного. Часть ваххабитов уходили из города почти тем же путем, что и в конце января 2000 г., когда Басаев на минном поле потерял ступню. 22 июня басаевцы шли по местам "боевой славы". Только на этот раз никто не выставлял минных полей на маршруте.

Около 19:00 мск 21 августа началась атака Октябрьского райотдела милиции Грозного. Два часа около 50 боевиков Басаева и Умарова безуспешно штурмовали РОВД, двигаясь и ведя огонь с трех сторон - улиц Алексеева, Заболотной и христианского кладбища. Чеченским милиционерам пришлось отбиваться в окружении, принимая на себя выстрелы из ручных гранатометов, подствольников и пулеметов. Но когда боевики встретили упорное сопротивление, им пришлось отходить, унося убитых и раненых. В это время мобильные группы бандитов расстреливали милиционеров по всему городу. Так, на улице 8-го Марта был убит сотрудник Октябрьского РОВД Асруди Тасуев. Три кочующих группы басаевцев, по 15 человек в каждой, в черной форме со знаками различия ОМОНа, контролировали перекрестки улиц Новопромысловской и Сайханова, Ханкальской и Гудермесской, Нагорной и Павла Мусорова, автовокзал и вели обстрел Оперативной группы МВД РФ и военной комендатуры в Октябрьском районе Грозного. В форме россйиских милиционеров и военнослужащих среди боевиков находились несколько турецких и арабских наемников. Были остановлены как минимум восемь автомашин, водителей и пассажиров которых расстреляли на месте.

Как уже сообщало "Yтро", одновременно с эскалацией в Грозном боевики попытались напасть на избирательный участок №21, расположенный в здании средней школы в селе Самашки. Около 40 ваххабитов в ночь с 21 на 22 августа атаковали 15 сотрудников Ачхой-Мартановского РОВД, охранявших избирательный участок. После двух часов боя милиционерам удалось отбиться без потерь, убить одного и ранить двоих боевиков, в школе начался пожар.

"Yтро" публикует официальный список погибших и раненых в Грозном.

В Грозном погибли:

Асруди Тасуев, 27 лет, сотрудник Октябрьского РОВД Грозного;
капитан милиции Иса Тасуев, участковый Октябрьского РОВД;
младший сержант милиции Хасан Байсаров, 32 года, Октябрьский РОВД;
сержант милиции Валид Мустаев, 28 лет, чеченский ОМОН;
рядовой милиции Султан Салев, полк ППС МВД ЧР;
рядовой милиции Руслан Дохаев, 28 лет, полк ППС МВД ЧР;
рядовой милиции Асламбек Арсалханов, 21 год, полк ППС МВД ЧР;
рядовой милиции Заурбек Ибиев, 31 год, полк ППС МВД ЧР;
рядовой милиции Салауди Расумов, 31 год, полк ППС МВД ЧР;
лейтенант милиции Абу Муцаев, 27 лет, полк УВО при МВД ЧР;
старший сержант милиции Эли Зубайраев, 32 года, полк УВО при МВД ЧР;
лейтенант милиции Арби Бакланов, 30 лет, Гудермесский РОВД;
сержант милиции Яхъя Хасханов, водитель МВД ЧР;
рядовой милиции Сайд-Магомед Амерханов, 29 лет, Ножай-Юртовский РОВД;
младший лейтенант милции Идрис Исаев, 27 лет, ГИБДД МВД ЧР;
рядовой милиции Али Ибрагимов, 26 лет, полк УВО при МВД ЧР;
сотрудник СБ президента ЧР Ибрагим Шоипов;
сотрудник СБ президента ЧР Исмаил Дурдиев;
сотрудник СБ президента ЧР Мовсар Далаев;
военнослужащий военной прокуратуры Р.Атабаев;
офицер военной прокуратуры В.Вортанов;
Иса Баталов, 47 лет;
Эмсад Алаев, 49 лет;
Хусейн Дидиев;
Хаваж Мусаев;
Я.Новосадова;
Руслан Апабаев;
Т.Цихкаев;
Хамид Дачаев, 21 год;
Мухади Шахабов, 58 лет;
Абубакар Мурдалов; 31 год;
В.Атабаев;
Мовсар Талаев;
Умар Вааев, 39 лет;
Сайхан Бахарчиев, 36 лет.

Захвачен в заложники сотрудник Октябрьского РОВД рядовой А.Гудиев

Ранены:
рядовой милиции Умар Гайрбеков, полк ППС МВД ЧР;
военнослужащий М.Муха, водитель;
Андрей Корниенко, 31 год, гражданин Республики Казахстан;
Истамул Мамакаев, 20 лет;
Заур Букеев, 19 лет;
Сайд-Амин Абдурзаков, 45 лет;
Зарета Яндаркаева, 35 лет;
Малика Абдурашидова, 41 год;
Зура Гайасова, 38 лет;
Жамалхан Дадашев, 4 года;
Магомед Вараев, 32 года;
Супьян Ясуев, 20 лет;
Шамсудин Хасаев, 26 лет;
Апти Дадаев, 50 лет;
Ахмед Ацаев, 28 лет;
Элита Муцаева, 21 год;
Султан Алиев, 53 года;
Якуб Мударов, 36 лет;
Неустановленная женщина, доставленная в реанимацию.

Ислам АЛИЕВ, Чечня |
Выбор читателей