Не кризис, так теракт: август не обманул ожиданий

Читать в полной версии →
Политики, скрывающие информацию о терактах, зря беспокоятся: взорвись самолеты после выборов в Чечне, граждане думали бы и о террористах и о властях то же самое, что думают сейчас




В теракты поверили сразу. Самолеты могут упасть в один день, но не с разницей в три минуты. Катастрофа может быть скоротечной, но чтобы ни один из летчиков обоих экипажей не успел сообщить диспетчеру об опасной ситуации – вряд ли. Не говоря уже о других зловещих признаках, столь хорошо известных нам по предыдущим несчастьям. Господь Бог столь осознанно не подстраивает случайности. На это способны люди с их дьявольской верой в расчет хронометража и убойную силу взрывчатки.

Россия уже знает о терактах все. Больше, чем Америка, пережившая 11 сентября. У нас подрывали дома, взрывали метро, захватывали в заложники целые залы зрителей. Теперь нас взрывают в воздухе. Террор действует во всех измерениях, использует все стихии. На его стороне фактор неожиданности. Но на его же стороне и кое-что другое: некомпетентность спецслужб, легкомысленность граждан, коррупция должностных лиц. Фанатики и деньги легко прокладывают себе дорогу там, где вместо надежного заслона – хлипкий заборчик.

Когда на борт самолета попадает – не важно как: человек с поясом шахида, заранее заложенный в потаенном отсеке контейнер - гексоген или что-то в этом роде, следовательно, система безопасности аэропорта провальна. Когда это происходит на двух самолетах сразу, а за пару часов до катастрофы срабатывает бомба на автобусной остановке, около того же самого аэропорта, и взрыв этот квалифицируется правоохранительными органами как "хулиганство" – провальна вся система защиты граждан.

От теракта не застрахован никто – даже самый опытный в борьбе с террором Израиль не может предотвратить каждую восьмую попытку взрыва. В столь тяжелые времена не стоит и нам уповать на безграничное предвидение наших спецслужб, тем более что опыта у них в этом деле куда меньше, чем у их израильских коллег.

Никто не может на сто процентов предугадать взрыв, но лгать, пережив его, – тоже негоже. Не так давно некий испанский премьер-министр накануне выборов решил попридержать информацию о подлинных виновниках взрывов на испанских электричках – тогда погибли десятки людей. Того премьера больше не избрали. Вчера, дабы не осложнять президентские выборы в Чечне, наши политики решили потянуть с "обнаружением" следов терактов на двух несчастных самолетах. Желание это было столь велико, что они поступили весьма своеобразно: не промолчали, не сослались на дефицит времени, а взяли на себя смелость с ходу заявить, что версия теракта – не определяющая.

Министр Ливитин на голубом глазу "не увидел" связи между двумя катастрофами: "Они же принадлежали разным компаниям", - изрек он с глупым апломбом прямо в телекамеру. Как будто кто думал, что тут дело рук антиглобалистов или недобросовестных конкурентов. Никого из властей не смутило даже то, что первым делом президент Путин предложил в авральном порядке передать функцию контроля за безопасностью в аэропортах силовым госструктурам – предложение абсолютно логичное в контексте стопроцентной уверенности в только что произошедших терактах, но странное на фоне звучавших реляций о "трагическом совпадении".

Кто и почему взорвал наши самолеты, в конечном счете менее важно, чем ответ на логичный вопрос: почему мы не смогли это предотвратить. И выборы в Чечне, как и сами чеченцы, тут ни при чем. Дубровка случилась не перед голосованием, а Каширское шоссе и Волгодонск – задолго до него в самой России. Угроза, исходящая от террористов, перманента, и к ней надо готовиться не в связи с избирательным календарем. Тем более что сегодня экстремисты орудуют на территории десятков стран, не различая границ и мало сообразуясь с событиями локального значения. Нашим политикам следует успокоится – взорвись самолеты после выборов в Чечне, граждане думали бы и о террористах и своих властях то же самое, что думают и сегодня.

Все подробности о двух авиакатастрофах смотрите в спецразделе "Yтра".

Катастрофы Ту-134 и Ту-154. Фотогалерея

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей