"Я приказал стрелять по людям в масках"

Читать в полной версии →
Накануне президентских выборов в Чечне "Yтро" предлагает вашему вниманию эксклюзивное интервью с и.о. министра внутренних дел Чечни Русланом Алхановым и его заместителем Султаном Сатуевым




После попытки боевиков взять под контроль улицы Грозного 21 и 22 августа вся чеченская милиция была переведена на усиленный круглосуточный режим работы. Подготовка к выборам президента республики совпала с тем, что сюда и в другие города введены дополнительные подразделения силовых структур. Также издан приказ о том, что по людям в масках чеченские милиционеры вправе открывать огонь на поражение без предупреждения. Что, кроме этого, делается для обеспечения безопасности во время проведения выборов? На этот и другие вопросы нашему корреспонденту ответили и.о. министра внутренних дел Чечни Руслан Алханов и заместитель главы республиканского МВД начальник милиции общественной безопасности Чечни Султан Сатуев.

"Yтро": Ваш приказ о борьбе с "масочниками" связан с последней вылазкой боевиков в Грозном?

Руслан Алханов: Я назвал бы их действия очередной попыткой дестабилизировать обстановку в Грозном. Но это им не удалось, потому что МВД Чечни располагает достаточными силами для пресечения провокаций: работают полк спецназа, полк ППСМ-1¸ очень активно действует ОМОН и другие структуры. Задача одна – вести уничтожение тех, кто не способен на нормальную жизнь. Последний приказ, который я отдал, обязывает открывать огонь на поражение по тем, кто в масках. Это можно назвать ответной мерой бандитам – "летучим голландцам" в камуфляже, которые нападают и расстреливают людей. Если человек скрывает свое лицо, значит, он трус и действует бандитскими методами. Я считаю, что блюститель порядка должен работать с открытым лицом, ведь на его стороне закон, государство, справедливость. До сих пор в Чечне находятся бандиты из Дагестана, Ингушетии и других регионов, сюда лезут арабские наемники, которые у себя под пальмами камушки швыряют, а здесь их чуть ли не пророками объявляют, хотя это натуральные твари, призывающие к убийствам.

В ночь с 21-го на 22-го августа вылезли группы отщепенцев и в течение получаса расстреливали людей. После выдвижения ОМОНа, полков ППС, военных, бандиты бежали, как крысы, и понесли потери. Уже задержано 11 человек, принимавших участие в этой вылазке. Четверых мы взяли в Старопромысловском районе, троих - в Ленинском. Вышли на них по цепочке, отрабатывая оперативную информацию. Двоих взяли буквально два часа назад. В Гудермесе арестованы еще трое бандитов; два из них – так называемые "оборотни в погонах", они работали в городской милиции. У этой группы изъят большой схрон оружия и взрывчатки. Скажу, что в Чечне у террористов снова появился гексоген. В тайнике бандитов мы нашли две канистры со взрывчатой смесью, куда входил гексоген. Там же хранились электродетонаторы, самодельные бомбы и взрывные устройства для самоубийц - они собирались взорвать избирательный участок во время голосования. Операцию по нейтрализации террористов проводили сотрудники структуры собственной безопасности и оперативники уголовного розыска, при задержании один бандит был уничтожен. Следы этой банды ведут в другие районы Чечни и за ее пределы, поэтому мы продолжаем работу, не раскрывая многих деталей.

"Y": Какие полевые командиры участвовали в вылазке в столице Чечни?

Р.А.: Нити ведут к Масхадову и Басаеву. Один из исполнителей, отвечавших за действия ваххабитов – Юнади Турчаев. Но дело в том, что они, расстреляв людей, не добились ничего, и, наоборот, только добавили проклятий на свою голову. Чеченцы – народ терпеливый, но с их стороны настанет час расплаты.

"Y": Что можно противопоставить новой тактике боевиков, которая использовалась в Ингушетии и Грозном?

Султан Сатуев: Недавние события только подтвердили, что бандиты используют тактику шакалов. Так не поступают даже волки. Но выводы нами сделаны. В эти дни ночью мы используем в Грозном крупные силы, наши бойцы оснащены оружием с приборами ночного видения, осуществляется огневое прикрытие. Все это делается для обеспечения выборов, безопасности кандидатов и людей, которые придут на избирательные участки. Комплекс мероприятий будет продолжен и после выборов. Хотя мы понимаем, что во время проведения процедуры голосования бандиты попытаются нас где-то укусить. Сейчас Грозный контролируется круглосуточно и полностью, вопреки тому, что кто-то пытается утверждать обратное. Безопасность ложится на плечи рядовых милиционеров и военнослужащих. Да, в последние дни распространялось немало слухов о том, что боевики попытаются устроить нападение, но нас пугают каждый день, и ничего не выходит. Они стреляют нам в спины, надевают милицейскую форму, воспользовавшись тем, что крупные силы МВД задействованы на охране избирательных участков. Бандформирования стремятся показать, что обладают силой и способностью влиять на ситуацию в республике. Поэтому мы усилили посты на улицах Грозного. У нас налажено полное взаимодействие со всеми силовыми структурами. В этом помогает руководство МВД во главе с Рашидом Нургалиевым. Приказ, направленный против так называемых "масочников" очень своевременный и будет только способствовать ситуации.

"Y": Какие меры безопасности предприняты в других районах Чечни?

Р.А.: В горных районах республики, районах, где сохраняется непростая криминогенная обстановка, развернуты подразделения полка ППС – взводы и роты, которые держат ситуацию под контролем. В целом по республике ситуация управляема, в чем нам помогают вице-премьер чеченского правительства Рамзан Кадыров, руководство ВОГОиП и РОШ в лице Олега Хотина и Юрия Мальцева. Мы согласовываем с ними все действия. Есть понимание того, что начальник райотдела должен координировать действия всех силовых структур, расположенных на его территории. Забирают человека – значит должно быть согласование с начальников РОВД. Ситуация с похищениями людей исправляется. На местах доведен приказ по МВД Чечни: если в ночное время в том или ином селе без предупреждения местной милиции работают транспорт, "таблетки", УАЗы, БТРы, то открывается огонь на поражение. Глава МВД России поставил задачу – в райотделе милиции должны быть зарегистрированы данные того человека, под руководством которого арестовывается человек. В противном случае эти действия надо пресекать. На территории Чечни все службы, все структуры обязаны строго соблюдать все законы Российской Федерации.

"Y": Недавно был создан полк – спецназ имени Кадырова. Каких результатов в борьбе с боевиками он добился?

Р.А.: За месяц с лишним ими раскрыто три уголовных дела, бойцы спецназа задержали семь и уничтожили шесть боевиков, изъяли 21 автомат и пистолет, 5,5 тыс. единиц боеприпасов, 9 взрывных устройств и 30 кг взрывчатки. В жестоких боях и спецназовцы несут потери: в стычках с басаевцами и масхадовцами погибли 11 сотрудников, ранены 10, еще семь пропали без вести. Во время стычки в Ачхой-Мартановском районе один сотрудник милиции, окруженный бандитами, не запаниковал, не отступил, уничтожив в перестрелке пятерых ваххабитов, и вышел победителем. Во время событий в селе Автуры милиционеры отстреливались до последнего патрона, шли до конца. Да, мы несем потери. В Грозном погибли сотрудники милиции. Но перефразирую известную фразу, сказанную в 41-м под Москвой: "Нам отступать некуда, позади Чечня". Думать по другому мне не позволяет память предков – мой дед дрался с бандитами еще во время советской власти, когда возглавлял структуру НКВД в Гудермесе.

Андрей СУВОРОВ |
Выбор читателей