|
На Западе Россию всегда критиковали за ущемление прав чеченского народа, который стремится к независимости еще со времен Екатерины II. После каждого кровавого теракта вслед за волной соболезнований приходила другая - возмущение тем, что Кремль не ищет политического решения вопроса. Сегодняшний день не стал исключением: в той или иной форме это мнение высказали обозреватели многих ведущих иностранных газет. И, разумеется, каждое издание стремится припомнить президенту как можно больше терактов - начиная со времен первой чеченской войны и до самых последних дней.
Британская Times опубликовала статью под громким названием "Прощай, тефлоновый Путин!". Издание пишет, что обещание уничтожить экстремистов было главным козырем его предвыборной кампании 2000 г. (видимо, забыв, при каких обстоятельствах Владимир Владимирович впервые оказался в роли главы государства). И за прошедшие годы Кремль пытался показать, что решил проблему. Многочисленные успешные акции террористов власть представляла случайностями на фоне строительства мирной жизни в Чечне, которое якобы идет полным ходом. Позиции Москвы не поколебало даже убийство Ахмада Кадырова. Но захват в заложники сотен детей, возможно, сделает то, что еще в марте казалось невозможным, - лишит Путина народного доверия. Газета приводит данные некоего социологического опроса, в которых популярность президента оценивается ниже 50%.
Поддерживая такую точку зрения, Financial Times отмечает, что глава государства пытается дистанцироваться от терактов, чтобы никто не смог взвалить на него прямую ответственность. Он, конечно, срочно прилетел из Сочи в Москву и провел положенное совещание, но официального заявления по поводу захвата школы общественность от него так и не дождалась. Личное присутствие на месте событий Путин также считает нежелательным и вместо себя отправил туда силовиков.
Газета Guardian пишет, что российские власти не только не предприняли никаких шагов, чтобы найти пресловутое политическое решение северокавказской проблемы, но, напротив, сделали все, чтобы оно стало в принципе невозможным. Конфликт начинался как обыкновенное движение за независимость, а перерос в "бесконечную священную войну". Два года назад в Чечне был человек с четкой политической позицией, с которым можно было вести переговоры, - это Аслан Масхадов. Но сейчас он скрывается за пределами России, и вместо него приходится иметь дело с разрозненными группами экстремистов, которые готовы умереть сами и убить кого угодно - от военнослужащих до школьников, - лишь бы "наказать неверную Россию". На такие выводы обозревателей натолкнуло поведение боевиков, захвативших школу: ни одного разумного требования, отключенный телефон и отказы обсуждать все предлагаемые варианты разрешения конфликта.
Журнал Economist возражает против того, что Кремль пытается представить конфликт в Чечне частью общемировых усилий по борьбе с международным терроризмом. Хотя российские власти любят подчеркивать, что чеченские боевики имеют тесную связь с "Аль-Каэдой", обозреватель журнала пишет, что более важной причиной является опять же политика Кремля. В качестве примера приводятся взрывы Ту-143 и Ту-154: для того, чтобы связать их с "Аль-Каэдой", российской власти оказалось достаточно трех сомнительных сообщений, появившихся в Интернете. Продолжается статья в духе известного сайта "Кавказ-Центр": Economist описывает некомпетентность наших силовиков, пытки, которым подвергаются ни в чем не повинные чеченцы, и "черных вдов", вершащих праведную месть за убитых родственников. И завершается материал прогнозом: Беслан станет вторым "Норд-Остом", а пренебрежение лидеров других государств к чеченской проблеме только усугубит ее.
В менее резких выражениях то же самое пишет и Independent. Издание приводит мнение российских и британских аналитиков обо всех группировках, которые брали на себя ответственность за события последних дней. "Бригады Исламбули", предположительно взорвавшие самолеты, никогда бы не смогли осуществить такую сложную акцию. "Аль-Каэда" тоже непричастна к терактам, как бы этого ни хотелось Путину. Попытки силовой стабилизации обстановке в Чечне завели власти в тупик. "Фарсовые выборы слабого и некомпетентного Алу Алханова не привнесут ничего хорошего в жизнь отчаявшихся чеченцев, которые устали от войны. При отсутствии политических переговоров движущей силой чеченских "черных вдов" является отчаяние и жажда мести за погибших мужей", - пишет издание.
Захват школы в г. Беслан. Фотогалерея
Вторые сутки у стен школы в Беслане. Фото
Самые громкие акции по захвату заложников в России. Фото
Все подробности захвата заложников в школе в Северной Осетии читайте в спецразделе "Yтра"