Беги, Борн, беги!

Читать в полной версии →
Второй фильм о приключениях Джейсона Борна получился даже энергичней первого. Ныне это одна большая погоня, которая заканчивается победой героя на сурово загаженных магистралях российской столицы

Превосходство Борна (The Bourne Supremacy)
США – Германия, 2004
Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоан Аллен, Брайан Кокс, Франка Потенте, Карел Роден




Бывших шпионов, как известно, не бывает. Даже если человеку напрочь отшибить память, положить под бок теплую бабу и вывезти на берег Индийского океана, где песок бел, как рафинад, а люди неторопливы, как водоросль ламинария, толку будет чуть. Свинья везде грязь найдет. А если свинья не придет к грязи, то грязь придет к свинье.

Первая часть киносаги о пораженном амнезией суперагенте закончилась более чем хэппи – Джейсон Борн благополучно перебил толпу своих бывших коллег и удалился от дел, поселившись где-то у моря вместе с героиней Франки Потенте. Но нет нам покоя. Среди разноцветных расслабленных курортников появляется угрюмый человек, который и смотрит не так, и ходит не так, и вопросы задает нехорошие. Борна снова попытались убить, и снова не убили – он еще нужен зрителям. Убили его подружку – она не нужна никому, прежде всего режиссеру, только действие тормозит. Борн горевал секунды три, пока размышлял, сжечь все фотографии Потенте или все-таки оставить одну на память. Закончив горевать, герой отправился в путь, твердя про себя строки старой песни: "Надо в дорогу-дорогу-дорогу мне торопиться, надо узнать мне, надо узнать, что я за птица..."

Второй фильм о приключениях Борна получился даже энергичней первого. Ныне это одна большая погоня, которая начинается на живописно замусоренных улочках индийского городка, практически не снижая темпа проносится по Европе и заканчивается на сурово загаженных магистралях российской столицы. Финальный аккорд погони должен вызвать настоящий восторг в сердце каждого патриота – приключения американца в России превратились в пятнадцатиминутный рекламный ролик горьковского автозавода: украшенная шашечками желтая "Волга", управляемая м-ром Борном, долго бодается с толпой черных "мерседесов" и выходит из этой схватки единоличной победительницей.

Должен признаться, в моем личном рейтинге супергероев Джейсон Борн стоит на первом месте. С формулировкой "За оригинальность и нехаризматичность". По сравнению с ним прочие супермены просто фигляры, работающие на публику. А Борн – настоящий. Это вам не "шпион ее величества" – изысканный денди и виртуозный ловелас, элегантно порхающий меж гениальных злодеев и обворожительных авантюристок. Борн – это оловянный солдатик, шпион-бойскаут, каждое Yтро выходящий на пробежку в шортах до колена. Вы можете себе представить, чтобы Бонд бегал по Yтрам? Да что там Бонд, по сравнению с этим вечно сосредоточенным парнем даже Шварценеггер кажется отчаянным кривлякой, все норовит какую-то красивость сказать. "Асталависта бэби"... Тьфу! То ли дело Борн в исполнении Мэтта Дэймона – говорит скупо, лицом не играет. Настоящие шпионы такие и должны быть.

Главный секрет Борна в том, что он не простой человек – он колобок. Его жизнь – постоянный побег от бабушек, дедушек, зайцев и прочей фауны, он не строит собственных планов, он только реагирует на чужое, как правило, враждебное воздействие. В американском кинематографе уже был один человек-колобок – Форест Гамп. Между Борном и Гампом гораздо больше общего, чем между Борном и Бондом. И для Фореста Гампа и для Джейсона Борна главным способом взаимодействия с окружающим миром стал бег, только первый выбирает направление, пользуясь природной придурковатостью, а второй – бойцовскими рефлексами, заменившими жизненный опыт, воспоминания, цели и устремления. Во второй серии Борн, к сожалению, начал что-то вспоминать. Это, конечно, очень плохо. Это весь образ разрушает. Борн не должен становиться человеком, людей таких не бывает. Люди не могут с такой скоростью и стопроцентной эффективностью проносится сквозь континенты и легионы супротивников. Когда люди так делают, это выглядит или брехней, или воздушным балетом. А вот в Борна как-то верится – он похож на хорошо смазанный автомат, на робота, но, в отличие от своих человекообразных противников, он потеет и потому симпатичен. Потому и радостно, когда этот похожий на человека винтик ломает огромную машину, собранную из похожих на винтики людей.

Выбор читателей