|
"Yтро": Следствие устанавливает точный маршрут, по которому террористы прибыли в Беслан, но уже появилась версия о том, что террористы выехали из Ингушетии. Насколько она правдоподобна?
Игорь Фокин: Все эти домыслы, что группа террористов, захвативших школу, пришла со стороны Ачалуки (это такое ингушское село), – мягко говоря, неправда. Да им и не нужно было городить такой огород. Дело в том, что они прошли элементарно: Моздокский район Северной Осетии граничит с Чечней, а дальше – первое осетинское село называется Хурикау, потом Батакол, следующее – Хумалак. Именно этот маршрут, потому что на проселочных дорогах вообще нет НИ ОДНОГО блокпоста. Так что проехать в Беслан террористам было очень просто, даже проще, чем думают многие.
"Y": По официальной версии, террористы не выдвигали никаких требований. Правда, по словам Александра Дзасохова, они все-таки требовали независимости Чечни, вывода войск и так далее. Что происходило в реальности?
И.Ф.: В Беслане террористы действительно не выдвигали никаких конкретных требований, и это самая большая странность всего этого. А независимость Чечни – все это эфемерно, несерьезно, что ли. Такие вещи не решаются в одночасье. Получается, что их требования были заведомо абсурдны и невыполнимы.
"Y": Значит, при такой неясности и абсурдности требования террористов были не более чем антуражем, прикрытием, а сами они ждали приказов извне?
И.Ф.: У всех, кто был в числе заложников, создалось впечатление, что боевики чего-то ждут. Они ждали указаний и поэтому практически не выходили в эфир.
"Y": И представители власти, и российские силовики однозначно заявили, что эта акция была запланирована за пределами страны. Существуют ли какие-либо доказательства этому?
И.Ф.: За три недели до событий в Беслане главарям экстремистов на Северном Кавказе поступил второй крупный транш из-за рубежа. Первая партия денег пришла боевикам перед нападением на Ингушетию 21 и 22 июня этого года. Как и тогда, курьеры доставили деньги в Чечню через Азербайджан и Дагестан. Они отработали эти деньги…
"Y": Вы говорите о том, что требования абсурдны, что террористы ждали приказов. Какую же главную цель они преследовали, захватив детей в Беслане?
И.Ф.: Прежде всего, они старались раздуть с новой силой пламя осетино-ингушского конфликта, создать ситуацию, когда в этом регионе начнутся боевые действия, прокатится волна преступлений на этнической почве, что ослабит позиции силовиков в Чечне. Соответственно, в этот конфликт автоматически втягивалась бы и Чечня, а экстремисты получали дополнительное пространство, людские и материальные ресурсы.
Не стоит забывать фактор Южной Осетии и заявления Масхадова помочь Грузии решить проблему Южной Осетии. Фактически акция в Беслане грозила перерасти в потерю Россией всего Северного Кавказа. Дело в том, что конфликт в этом регионе уже давно перестал быть локальным. Представьте, что в осетино-ингушский конфликт втягиваются соседние республики, включая Чечню, Кабардино-Балкарию и другие регионы. А это прямые выходы на Военно-Грузинскую дорогу, на Джейрахское ущелье в Ингушетии и Грузию. Силы, противостоящие России, сделали попытку, первый шаг по установлению контроля за участком государственной границы на югоосетинском – это Цхинвал – и ингушском направлениях. Вот уже маячит вариант реального распада страны. Вот что являлось настоящей целью террористов, на что были направлены огромные деньги. Ситуация в Северной Осетии напоминает котел с кипящей водой, где подскакивает крышка.
Кадры пленки, снятой террористами в захваченной школе
Нелюди, виновные в гибели сотен детей и их родителей. Кадры фотохроники
Террористы превратили бесланскую школу в руины. Кадры с места событий
Трагедия в Беслане: хроника событий, аналитика, фоторепортажи