|
Так все оно и будет в этом году.
В фестивальных перерывах будут, конечно, премьеры, но ничего такого, чтобы биться в радостных конвульсиях, я там так и не увидела. В любом случае, предлагаю свой вариант театрального меню. Из четырех блюд.
Аперитив
Время: 17 –26 сентября
Место действия: Санкт-Петербург
Программа: любопытная
Фестиваль "Новая драма" трудно назвать прямо-таки украшением московской афиши, но несомненно одно – это всегда был хороший старт и веселое начинание. Даже больше: во время фестиваля удивительным образом оказывалось, что в Москве есть очень даже веселая и разухабистая театральная тусовка. Поэтому, конечно, жаль, что в этом году "Новой Драмы" в Москве не будет. Фестиваль пройдет в Питере, с 17 по 26 сентября.
Официальных причин проводить фестиваль в Петербурге вроде бы и нет. И трехсотлетие уже отпраздновали, и на нищету театральной жизни город не жалуется: сразу после "Новой Драмы" начинается "Балтийский Дом". Внимательно изучив программу фестиваля, я нашла свой ответ: "Новая драма" создала абсолютно новый для России тип передвижного фестиваля. Запасы новых интересных пьес восстанавливаются не так быстро, как хотелось бы, поэтому после двух лет "новодраматургирования" резерв оказался исчерпан. Чтобы не повторяться совсем уж откровенно и вместе с тем не терять качества, приходится везти все те же спектакли все дальше от столицы. Так что не удивлюсь, если следующие два года "Новая драма" будет удаляться в направлении Екатеринбурга или Тольятти. А годика через три ей вновь будет что показать москвичу.
Что касается программы фестиваля, то российская ее часть хорошо знакома московскому зрителю и при этом явно будет небезынтересна питерскому. Тут и "Кислород" Ивана Вырыпаева, и "Большая жрачка" Вартанова-Маликова, и "Осада" Евгения Гришковца, и "Свадебное путешествие" Сорокина-Боякова, и прочая прекрасная дребедень. Все, в общем, старые знакомцы.
В международной программе интереснее. Самое интересное – пьеса немца Фрица Катера "We are camera", поставленная Шверинским государственным театром и лично режиссером Делером. Катер – драматург молодой и "острый" и весьма зажигает, да и Шверин – не последний Урюпинск.
В программе фестиваля театры из Ирана и Литвы, Сербии и Эстонии, Польши и Латвии. Остается только скрипеть зубами и завидовать питерцам. Я им завидую. Иногда я завидую им чуть больше – когда вспоминаю, что сразу после "Новой Драмы" в Петербурге начинается "Балтийский дом".
Суп
Время: 30 сентября – 9 октября
Место действия: Санкт-Петербург
Программа: насыщенная
Фестиваль "Балтийский дом" в прошлом году проходил в Москве и в очередной раз зарекомендовал себя как мероприятие чинное и приличное. Шла речь о том, что "Балтийский дом" этого года станет тринадцатым и последним, но кто в наше время верит в суеверья. В любом случае, на "БалтДоме" есть что показать и есть что посмотреть.
У фестиваля свои хедлайнеры, и первый среди первых – Эймунтас Някрошюс. Говорили, что свою гамлетовскую трилогию он в последний раз покажет на юбилейной программе "Золотой маски" – дудки, он сделает это на "БалтДоме". Там же ожидается и премьера "Песни песней" – совместного проекта театра-фестиваля "Балтийский Дом" и литовского театра Meno Fortas, о котором так долго говорили большевики.
Второй хедлайнер – Кама Гинкас. Московский зритель не увидел бы в программе ничего нового, однако все же: последние тюзовские премьеры мастера – "Сны изгнания" и "Скрипка Ротшильда", а также некоторые работы его любимых учеников найдут своего зрителя.
Помимо этого, на "БалтДоме" покажут свои последние спектакли Андрей Жолдак (Харьков) и Оскарас Коршуновас (Литва), Алвис Херманис (Латвия) и Андрей Могучий (Россия). Режиссеры не просто хорошие, но, что самое главное, не скучные. Это хороший театр, и отправиться за ним в Питер – дело стоящее.
Жаркое
Время: 1-13 декабря
Место действия: Москва
Программа: чрезвычайно модная
Ходят слухи, что фестиваль Нового Европейского Театра NET куда-то там во что-то там переименовывается и что-то там меняет. Слухов вообще ходит очень много. Чтобы не вываливать весь короб, ограничусь сентенцией: до NETа надо еще дожить. Кстати, организаторы утверждают, что они привезут модного венгра Арпада Шиллинга и самого модного немца Томаса Остермайера. Будем надеяться, что со спектаклем. Остермайер потому что приезжал и на прошлый фестиваль, но без спектакля, и, ведомый под белы руки организаторами, сказал журналистам пару слов из серии "мне так нравится эта ваша Россия". Так не прокатит.
Помимо Остермайера будут спектакли и режиссеры, давно ставшие NETовской классикой, любой театрал назовет эти имена, ни разу не заглянув в программу: Ваня Вырыпаев и Евгений Гришковец, Йозеф Надж и Оскар Коршуновас, Клим и Жолдак. И всенепременный питерский театр-кабаре АХЕ. Это вообще-то очень приятно, что они все еще готовы показывать нам свои новые спектакли, какой год демонстрируя величие Нового Европейского Театра. Но без Остермайера не покатит. Уже нет.
Компот
Время: сентябрь
Место действия: Москва
Программа: премьеры разнообразные
Тем временем в Москве тоже не обойдется без премьер. Самые интересные из них готовы составить мини-конкуренцию переметнувшейся в Питер "Новой драме". Это "Изображая жертву" братьев Пресняковых в постановке Кирилла Серебренникова. Стоит напомнить, что славу самого модного режиссера столицы принесла Серебренникову другая пьеса Пресняковых – "Терроризм". Мало того, еще одна их пьеса – "Воскресение. Супер" (Малая сцена МХТ, 9, 10 сентября) в постановке Юрия Бутусова стала первой премьерой МХТ в этом сезоне.
В Театре им. Станиславского, в прошлом году сменившем художественного руководителя, уже вторая премьера – Владимир Мирзоев ставит "Сон в летнюю ночь" (8, 16 сентября). И почему именно за нее с таким удовольствием хватаются экстремальщики?
И, наконец, премьера Мастерской Петра Фоменко: 14, 24, 15 сентября "Три сестры" (на сцене Филиала Малого театра). Это не спектакль, это "сценические этюды на пути к спектаклю". Но это Фоменко. И этим все сказано.