|
Согласно сообщению S&P, пересмотр прогнозов отражает недостаток ясности в отношении влияния планируемой сделки на каждую из компаний. По мнению аналитиков агентства, оценка потенциального влияния сделки на "Газпром" и "Роснефть" будет зависеть от юридических и финансовых деталей, в частности от того, придется ли "Газпрому" осуществлять какие-либо выплаты в связи с объединением, а также будут ли ему переданы все активы и обязательства "Роснефти" или только их часть. Особые риски связаны с тем, какой в данной ситуации окажется стратегия правительства, которым, по мнению экспертов S&P, движут скорее политические, чем экономические мотивы.
А сомнений в том, что в ближайшем будущем в российском ТЭКе будет превалировать политика, уже не осталось. Ранее мы не раз обращали внимание на то, что все последние действия государственных структур свидетельствуют в пользу изменения ныне действующей экономической системы с приведением ее к форме государственного капитализма латиноамериканского типа. С восторгом воспринятое фондовым рынком "удочерение" "Роснефти" "Газпромом" и обещанная либерализация рынка акций газового монополиста являются тому прекрасным подтверждением. В настоящее время правительство владеет 38% акций "Газпрома", притом что еще 17% контролируется его дочерними компаниями. С передачей "Газпрому" активов полностью государственной "Роснефти", власть получает абсолютный контроль над газовой монополией, о которой в правительстве давно мечтали. Не удивительно, что на этом фоне было решено дать старт долгожданной либерализации рынка акций газового гиганта. Известно, что затягивание либерализации во многом было связано с опасениями (малообоснованными) чиновников возможности малейшего упущения контроля за "национальным достоянием". Сейчас подобную возможность можно считать исключенной в принципе. В новых обстоятельствах либерализация рынка акций "Газпрома" становится вполне логичным и закономерным шагом, ибо будет способствовать лишь повышению капитализации газового гиганта, без малейшего риска утери над ним контроля.
Сращивание под государственной крышей крупнейших газовой и нефтяной компаний определенно можно считать началом огосударствления ТЭКа и новым этапом построения государственного капитализма. Если следовать логике, заданной правительством и президентом, то следующим этапом в формировании государственного нефтегазового монстра вполне возможно может стать приобретение им наиболее привлекательных активов обреченного на "распил" "ЮКОСа".
Напомним, что в ходе недавней встречи с иностранными журналистами Владимир Путин вновь заявил о том, что не допустит банкротства "ЮКОСа", добавив при этом, что погашение требований налоговых органов может осуществляться не только деньгами, но и другими имеющимися у него активами. При этом президент как бы вскользь обмолвился, что в роли одного из потенциальных покупателей производственных активов "ЮКОСа" вполне может выступить все та же "Роснефть". Теперь, после ее "удочерения" "Газпромом", такой исход видится более чем логичным.
Характерно, что при подобном раскладе президент может не опасаться за нерушимость своего слова – принудительное банкротство "ЮКОСа" в этом случае становится никому не нужным. Детище Ходорковского просто вынудят для покрытия насчитанных налоговиками долгов продать лучшие активы как в добывающем, так и в перерабатывающем секторе. В результате вновь созданный нефтегазовый монстр фактически "высосет" из "ЮКОСа" остатки его былого могущества, оставив ему лишь мало что значащий к тому времени бренд.