|
Вначале некоторые цифры: в неофициальном списке заложников, составленном гуманитарной организацией "Кавказский совет по беженцам", насчитывается 1345 человек. Правительство РФ обещало, что семья каждого погибшего получит по 118 тыс. руб. (100 тыс. компенсации и 18 тыс. на похороны), тяжелораненые - по 65 тыс. и легкораненые - по 40 тысяч. Все выплаты, соответственно, составят несколько сотен миллионов рублей.
В то же время различные негосударственные организации и фонды уже собрали во много раз больше и по-прежнему каждый день получают новые пожертвования. Подсчитать все деньги, присланные из России и из-за рубежа, не представляется возможным - отметим, что один только Российский Красный Крест на сегодня собрал почти 100 млн рублей. Можно лишь предположить, что общая сумма во много раз больше. На эти деньги можно, наверное, отстроить заново весь город.
Но, к стыду чиновников, жители Беслана этих денег почти не видят - и, возможно, не увидят никогда. Им выплачивают только "похоронные". Государственные компенсации начали давать только сегодня, но для их получения еще нужно оформить документы - у многих людей нет ни сил, ни желания этим заниматься. Все остальные средства безжалостно разворовываются, а продукты, игрушки и другие вещи, присланные вместе с деньгами, валяются на складах.
"Самое обидное, что наше государство о нас забыло, - говорит женщина, потерявшая сразу пятерых родственников, сестру и ее четверых детей. - Бог с ними, с деньгами. Хоть бы позвонили, извинились. Мы ведь здесь с ума сходим от горя. А для них как будто все нормально: была семья... и нет семьи". О гуманитарной помощи эта женщина вообще не слышала - может быть, потому, что живет не в самом Беслане, а в селе Хумалаг, расположенном неподалеку, и не смотрит телевизор из-за траура.
Жительница самого Беслана Анжела Агаева, побывавшая в школе №1 вместе с дочкой, получила в качестве гуманитарной помощи пакет с печеньями, вафлями, арбузом и тремя апельсинами. Женщина видела, как с каких-то машин раздавали всем желающим игрушки, но побоялась подойти из-за давки.
Действительно, многие желающие помочь предпочитают не перечислять деньги ни на какие счета, а просто приехать и привезти помощь - деньги, еду и вещи. Пострадавшие рассказывают десятки и сотни таких историй. Но собранных денег они не увидят, пока нет списков - иначе как распределять средства? А когда эти списки будут составлены, можно только догадываться - как известно, более 200 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести. (Как такое возможно через две недели после освобождения заложников - это вопрос отдельный.) Жители Беслана даже не надеются получить то, что собирал для них с горячим сочувствием весь мир.