Россия теряет главного идола

Читать в полной версии →
Смутные времена вносят смуту и в устройство человеческих умов. Нет в нынешних россиянах чувства вечности, все бы им поломать до основанья. Редкий памятник истории доживет сегодня до своего столетия, а уж про тысячелетние святыни и думать нечего


Фото: dll.botik.ru



Нет в нынешних россиянах чувства вечности, все бы им поломать до основанья. Редкий памятник истории доживет сегодня до своего столетия, а уж про тысячелетние святыни и думать нечего. Памятникам природы повезло больше – сломать их сложно, но всегда можно загадить. Хорошо, если природный объект всероссийского значения находится в тундровой зоне Восточной Сибири; остальным приходиться уповать только на людскую разумность или вмешательство природоохранных структур.

Синему Камню выпал тяжелый крест, даром что кличут его языческим идолом. Во-первых, он и исторический, и природный памятник. Во-вторых, лежит в двух шагах от города Переславль, в стихийной зоне отдыха горожан. А в-третьих, желающих его разрушить за последнюю тысячу лет было весьма немало.

Нелегкая в виде последнего обледенения занесла огромный валун на плоскую равнину Нечерноземья и водрузила на берег Плещеева озера. Через много столетий местное племя меря из соседнего города Клещин начало активно поклоняться каменному болвану, воздавать почести и приносить нечеловеческие жертвы (в смысле, человеков не приносили, северный народ был не кровожадный).

За этим делом их и застали христианские проповедники в XI веке. Состоялся короткий деловой обмен мнениями, после которого меря сподобились принести первую человеческую жертву, а именно, замочили в недалеком Ростове первого здешнего епископа Леонтия. Религиозный консенсус явно не удался. Через пять веков (!) древнерусские летописи с явным неудовлетворением отметили у населения Переславля отдельные языческие пережитки. По крайней мере раз в год переславцы стекались к Синь-Камню, воздавая почести бесу, по мнению летописца, вселившемуся в него.

До XVII в. камень оставался одним из немногих дохристианских святых мест, с которым Церковь не могла ничего поделать. Он упорно синел на прежнем месте, обсыпанный подношениями. В середине XVII в. по настоянию крутого нравом ростовского монаха Иринарха его закопали. Через пару лет он показался из земли и за десятилетие вылез весь, на радость жителям окрестных деревень. Ученые в наши дни объяснили это "чудо" тем, что валун банально подмыло паводковыми водами на новом месте.


Фото: interin.ru

Как бы там ни было, но в следующем, просвещенном XVIII веке, церковная администрация вновь пошла крестовым походом против камня. В 1788 г. камень повезли по льду озера, чтобы положить в основание новой церкви на другом берегу. Однако ничего не вышло – камень проломил лед и залег на дно. Легализация "мерьского идолища" произошла через 50 лет на северо-восточном берегу Плещеева озера, куда тот нежданно-негаданно вылез из озерных вод. Местное население вновь возликовало, а православная церковь окончательно плюнула на упрямый артефакт. Кстати, наука и этот раз нашла вполне разумное объяснение движению камня по дну озера, связав его с выталкивающей способностью льда.

Советская власть, в 50-х годах выставившая в пику православию народа идеологию неоязычества, обратила внимание на Камень. И добавила ему в придачу к статусу памятника природы статус исторического памятника. По большому счету, это было попадание в точку, так как старушки из окрестных деревень и в то время ходили к камню по религиозной нужде. Так борьба двух идеологических систем способствовала выживанию народного христианско-языческого двоеверия переславского населения. А Синь-Камень оставался его символом. Например, у него молились...

Но смутные времена вносят смуту и в устройство человеческих умов. Набожные старушки вымерли, и современные переславцы устроили у Камня пляж, наплевав на охранную зону национального парка "Плещеево озеро", где он и находится. Формально-то идол под охраной, но фактически посетить его может каждый и в любое время суток. Соответственно, количество "жертвенных" осколков от бутылок и "сакральных" надписей на Камне растет в геометрической прогрессии. Конечно, можно было бы все списать на бескультурье граждан старинного города. Но не получится.

Претензии имеются и к местной администрации, и к руководству Национального парка. Как сообщили нам активисты спасения Камня, в последнее время по берегу озера чудесным образом выросли частные коттеджи и пансионаты, отторгнув значительную часть береговой линии для местного населения. Городу для отдыха оставили всего около 5 км и Камень в придачу. И все это, заметьте, на территории Национального парка. Природоохранные организации, ау!

Что-то подсказывает мне – не сможет чудом перенесший тысячу лет гонений идол защититься от новых экономических отношений. Какая прибыль от валуна? Вот пансионат – другое дело. Или дача с видом на Плещеево озеро как момент престижа.

Может быть, настало время поступать с подобными историческими объектами как в скандинавских странах? А именно – сделать Камень частью какого-нибудь реконструированного поселка раннего средневековья, на том же Клещином городище, например. Разыгрывать для туристов красочные представления. Даже пускай оно и двоеверие, но все же это и есть русская национальная культура.

Выбор читателей