Рабочие кровавые в глазах…

Читать в полной версии →
В Берлине открылась выставка произведений современного искусства из собрания Фридриха Кристиана Флика. Открытие сопровождалось скандалом – дед мецената был осужден военным трибуналом в Нюрнберге в 1945 году




В Берлине открылась выставка произведений современного искусства из собрания Фридриха Кристиана Флика, в залах музея "Гамбургский вокзал" представлено более 2 тыс. произведений самых разных жанров и направлений. Это самый скандальный вернисаж за последние годы, несмотря на то, что экспозицию почтил своим вниманием канцлер ФРГ Герхард Шредер.

Скандальность заключается отнюдь не в спорности трактовки прекрасного, этим немцев удивить крайне сложно. Вся проблема - в личности Флика и тех денег, на которые коллекция была приобретена. Начало капиталов семьи заработано еще Фридрихом Фликом: во времена Второй мировой войны он являлся крупным поставщиком оружия для Третьего рейха, на его заводах, по данным антифашистских организаций, работали свыше 50 тыс. узников концлагерей. В 1945 г. Ф.Флик был осужден Нюрнбергским трибуналом как нацистский преступник и довольно долго пробыл в тюрьме. Однако капитал сумел сохранить и приумножить, а его внук теперь выставляет свою крупнейшую в мире коллекцию произведений искусства.

Фридрих Кристиан Флик, которому не так давно исполнилось 60 лет, постоянно проживает в Швейцарии. Он давно коллекционирует произведения самых разных видов современного искусства: живопись и графику, скульптуру и фотографию, видеоарт и кино. Его коллекция, выставленная в Берлине, оценивается в €300 миллионов.

Открытию выставки в музее "Гамбургского вокзала" предшествовала весьма громкая кампания протеста, организованная различными еврейскими организациями. Они утверждали, что картины приобретены на "кровавые деньги", а своей выставкой Фридрих Кристиан Флик пытается "отмыть семейный позор". Масла в огонь подлил и отказ герра Флика-внука материально поучаствовать в создании Фонда компенсаций бывшим подневольным рабочим Третьего рейха. Вместо этого Ф.К.Флик основал Фонд против расизма, нетерпимости и враждебности в отношении иностранцев с капиталом в €10 миллионов.

Активисты антифликовской кампании использовали самые разные формы воздействия на общественное мнение. Например, вице-председатель Центрального совета евреев Германии Соломон Корн, выступая по телевидению, вновь напомнил жителям Германии о том, кто работал на военных заводах старшего Флика, о "позорной истории его семьи" и о том, что ранее от выставки отказались, в числе других европейских городов, Цюрих и Лондон. С момента открытия экспозиции в Берлине перед входом посетителей встречали пикеты протеста, а небольшая группа актеров-любителей изображала некое действо с участием "подневольных рабочих".

Однако за коллекционера и его собрание заступилась в прессе министр культуры Германии Кристина Вайс. "Это не собрание его деда или отца, - заявила г-жа министр. - Уже то, что Кристиан Флик купил эти произведения искусства, - большая заслуга перед культурой". Да и сам канцлер Германии Г.Шредер не согласен с доводами протестующих. По мнению политика, Ф.К. Флик осознал свою ответственность перед историей и заслуживает уважения. В общем, как говорят в подобных случаях, выставка открыта, желающие могут ознакомиться…

Все-таки удивительный народ эти немцы. Иной раз от их хваленой педантичной рассудительности не остается ни-че-го, и они сражаются за идею, как сущие карбонарии. Или лидеров группы протеста сильно ущемил отказ Флика финансировать фонд компенсаций?

По крайней мере, основные упреки - по поводу использования "кровавых денег" - выглядят несостоятельно. Капитал – не мешок с деньгами, которые можно в конце концов предать огню. Любой капитал, даже нажитый самым кровавым способом, не исчезает, и кто-то им потом обязательно пользуется. Даже при конфискации – им пользуется государство. И можно его обвинять в том, что у него – "кровавые деньги". В конце концов, тот Фонд компенсаций подневольным рабочим, вложись в него Флик, также пользовался бы "кровавыми деньгами".

Однако зря мы на немецкую рассудительность бочку катим. Канцлер Шредер вон взял и пришел на открытие - на то он и канцлер.

Тимур ТЕПЛЕНИН |
Выбор читателей