|
Иностранные инвесторы в целом положительно оценивают перспективы российского рынка. Вместе с тем их отпугивают несовершенство законодательства, высокий уровень коррупции и то, что иногда деликатно именуется "политическими рисками". В ряде случае прямо говорится, что в России ключевые решения, связанные с условиями ведения бизнеса, диктуются не экономической логикой, а политической волей Кремля. Даже судьба крупнейших компаний, мол, зависит от правительственного произвола – достаточно вспомнить дело "ЮКОСа".
Между тем, страсти вокруг НК накаляются и притом самым нежелательным для компании образом. Заместитель министра финансов России Сергей Шаталов заявил, что параметры федерального бюджета не позволяют предоставить нефтяному гиганту рассрочку по выплате налоговой задолженности в раземере 99,357 млрд рублей. Он также сообщил, что теоретически холдинг мог бы отсрочить исполнение обязательств по налогам, но только в досудебном порядке. В принципе, для этого существует формальная процедура, которая определена законом. Но решения по ней после вынесения судебного вердикта обычно не принимаются. То есть, отсрочка исполнения обязательств возможна как до суда, так и после него, но второй вариант в отечественной юридической практике не распространен. В целом, как отметил Шаталов, по итогам административной реформы функции решения вопросов по отсрочкам налоговых платежей полностью перешли из ведения Минфина к Министерству по налогам и сборам.
Одним словом, никаких утешительных новостей "ЮКОСу" ждать не приходится. Более того, заместитель министра промышленности и энергетики Иван Матеров рассуждал сегодня о предстоящей распродаже активов НК как о деле решенном и даже назвал примерную сумму грядущей выручки: не менее $15 миллиардов. Он заявил, что продать собственность нефтяного гиганта за меньшие деньги невыгодно, экономически бессмысленно и даже "безнравственно".
Однако, по мнению ряда наблюдателей, это сообщение не совсем соответствует действительности. Специалисты полагают, что конечной целью атаки на "ЮКОС" может быть продажа его активов за бесценок структурам, подконтрольным государству. Президент Путин в пятницу отрицал подобные намерения, однако… не смог скрыть того, что он "допускает участие компаний с государственным капиталом в скупке активов нефтяного холдинга".