Поляки опередили всех по антироссийским публикациям

Читать в полной версии →
Антироссийская истерия в польских СМИ сильно не понравилась Путину, о чем он не преминул заявить коллеге Квасьневскому при личной встрече. Что осталось за кадром официального визита?




В последние годы отношения между Россией и Польшей оставляют желать лучшего. Несмотря на регулярные встречи лидеров наших стран, правильные слова, произносимые на этих встречах, определенные успехи в экономическом сотрудничестве, общий тон высказываний польской прессы свидетельствует о том, что поляки Россию недолюбливают. Тому есть причины. Во-первых, исторические, во-вторых политические. Поляки хорошо помнят Катынь, по-разному оценивают роль СССР во Второй мировой войне, еще не выветрились из памяти годы, проведенные в тесных объятиях Большого Брата по социалистическому лагерю.

Тем не менее, учитывая географическое соседство и тесную связь двух экономик, Польша и Россия продолжают сотрудничество. Во вторник польский президент Александр Квасьневский посетил Москву. После встречи с российским коллегой он собрал пресс-конференцию, на которой рассказал о том, что было предметом встречи. Разумеется, главной темой разговора стала бесланская трагедия. Квасьневский еще раз выразил соболезнования российскому народу, заявил о том, что в борьбе с террором нужно "повышать концентрацию", что "для лиц, совершивших бесланский теракт, нет прощения". Однако нашелся вопрос, по которому единой позиции выработать не удалось. Как сообщил Квасьневский, Владимир Путин в резкой форме выразил ему недовольство тем, как польские СМИ освещали теракт в Беслане. По словам польского лидера, российский президент назвал действия польских журналистов "самыми антироссийскими" в мире. На что польский президент возразил, что в его стране пресса свободна, а у него нет возможности влиять на тон и характер публикаций.

"Yтро" писало о том, как события в Северной Осетии освещали зарубежные СМИ. Помимо сочувствия к жертвам чудовищного теракта, в публикациях нередко проскальзывали нотки недовольства политикой России на Кавказе, действиями наших спецслужб, а также государственной реформой, последовавшей вслед за этими событиями. Но даже весьма резкий тон многих западных изданий польским журналистам показался недостаточным. На страницах польских СМИ бушевала настоящая антироссийская истерия. Так, одно из центральных изданий страны Rzeczpospolita выдало следующий пассаж: "Беслан находится не в России! Он находится в стране, оккупированной на протяжении 168 лет российской империей, и мы, поляки, должны эту разницу понять лучше, чем кто-либо другой". Далее: "Если проводившаяся до настоящего времени имперская и оккупационная политика недостаточно эффективна, то ее можно либо радикально изменить, либо настолько усилить ее жестокость по отношению к мирным людям, чтобы в итоге достичь эффекта. Путин сразу же сказал, что выбирает второй путь – и сразу, заранее, получил одобрение этого решения со стороны политических лидеров Франции и Германии. Он может проявлять в Чечне любую жестокость, поскольку его антитеррористическое дело – правое. Эта мгновенная реакция политиков однозначно показала, кому трагедия в Беслане несет пропагандистскую прибыль". Но это еще цветочки. Католическое издание "Наш Дзенник" огорошило своих читателей: "Многие эксперты не исключают, что захват заложников в Беслане мог быть провокацией российских спецслужб"... И в подобном духе высказывались все или почти все польские газеты. Разумеется, подобные эскапады не могли не вызвать возмущения российской стороны.

Но даже несмотря на все эти обстоятельства, польский президент уверен, что сотрудничество между двумя странами будет развиваться в позитивном ключе. Он сообщил, что российская прокуратура завершила на днях собственное расследование по "катынскому делу" и после снятия с него грифа "секретно" все материалы, а это 96 томов, будут переданы в Варшаву, в Институт национальной памяти. Кроме того, нарастает экономическое сотрудничество. Квасьневский несколько раз с удовлетворением повторил, что экспорт из Польши в Россию за 7 месяцев 2004 г. вырос на 60%, а российский в Польшу – на 14%. Но есть и проблемы: поляки не очень охотно допускают российский бизнес к приватизации своих предприятий, хотя сами охотно инвестируют в Россию. А.Квасневский сообщил, что в среду намерен посетить польский завод гигиенических изделий, который находится в Подмосковье и контролирует около 40% российского рыка в данной области. "Лучше прокладки, чем ракеты!" – заключил польский президент.

Артем АРЮКОВ |
Выбор читателей