Мир не без злобных людей

Читать в полной версии →
Вин Дизель снова воплотился в беглого рецидивиста и начал убивать плохих. Зрелище вышло пышное, но бестолковое. От судьбы не уйдешь: большие деньги погубили многих крутых парней, и Риддик – один из них

Хроники Риддика (The Chronicles of Riddick)
США, 2004
Режиссер: Дэвид Туи
В ролях: Вин Дизель, Тэнди Ньютон, Джуди Денч




Герой родился нечаянно. Никто ведь не думал, не гадал, что низкобюджетный фантастический боевик "Черная дыра", снятый за смешные для Америки двадцать с лишним миллионов баксов, вдруг выстрелит и обретет всеобщую любовь и почитание. В немалой степени эта любовь обрушилась на Вина Дизеля, сыгравшего в фильме беглого рецидивиста Риддика, человека с белыми зрачками, кошачьими повадками и загадочной судьбой. Вин Дизель в результате почти стал звездой, а Риддик – героем, которому срочно требовались новые подвиги. И подвиги не заставили себя ждать. Новая фильма называется вполне знаково – "Хроники Риддика", и денег в нее вбухано немерено – сто сорок миллионов долларов США. Но от судьбы не уйдешь. С "Хрониками Риддика" все вернулось на круги своя: при колоссальном бюджете фильм явно претендует на причисление к категории "Б". Денежки таки улетели в "черную дыру" – в прокате "Хроники" провалились, не собрав и половины от затраченной на производство суммы.

Видимо, осознавая нечеловеческий героизм Риддика, режиссер Дэвид Туи озаботился изобретением для него какого-нибудь особенного подвига, такого, чтоб дух захватывало. И изобрел: Риддик должен спасти мир! От злых людей. От таких злых, что даже и не совсем людей – от нелюдей каких-то. Да только куда им против Риддика – он всех злодеев злее. Кто на свете самый злой? Это Риддик, наш герой!

После того как Риддик выбрался из "Черной дыры", он проживал на одной заснеженной и малоприятной планетке. Ховался. Но от судьбы не уйдешь. На малоприятную планетку прилетают злые охотники за головами, с мыслью споймать Риддика живьем или как получится, а после выгодно продать его в тюрьму. Риддик, само собой, разозлился, всех поубивал и вернулся в цивилизованный мир, чтоб еще кого-нибудь убить, пока злость не кончилась. Тут-то добрые самаритяне и подкинули ему цель – очень злых некромонгеров. Некромонгеры эти были и так наполовину мертвые, такие зомби по убеждениям. У них была цель – уничтожить всю вселенную. По достижении этой оригинальной цели, видимо, должно было наступить счастье. Только вот самый главный некромонгер очень боялся не дожить до этого счастья, потому что одна бабка ему когда-то сказала, что его убьет фуриец. И кто же, вы думаете, оказался у нас фурийцем? А? Ну!! Кто на свете самый злой?.. То-то же. От судьбы не уйдешь.

"Хроники Риддика" – образец повторения истории, с закономерным превращением ее в фарс. Судя по масштабу освоенных средств, Дэвид Туи намеревался замахнуться на Джорджа нашего Лукаса и изготовить вторые "Звездные войны". Замаха, как водится, не хватило. Там, где Лукас по винтику, по камушку, по лоскуточку слепил, спаял, склеил целую вселенную, протянувшуюся во времени и пространстве, Туи поработал с фантазией прусского военачальника – "Первая колонна марширт... вторая колонна марширт...". Что, к чему и почему в этой истории – понять мудрено. Туи явно действовал по принципу "ввяжемся в бой, а там разберемся". Посему основным творческим приемом режиссера стала таинственная недосказанность. Иногда складывается впечатление, что под видом полнометражного художественного фильма доверчивому зрителю демонстрируют нарезку наиболее ударных моментов из длиннющего сериала, который неизвестно с чего начался и неизвестно чем закончится. Начнем с того, что, в общем, даже не ясно, отчего это Риддик такой бандит и нехороший человек и в чем заключаются все те невообразимые преступления, благодаря которым за мужиком гоняются все кому не лень. Более того, судя по обоим фильмам, Риддик не то что не преступник, а самый натуральный герой, в глубине души полный любви к детям, женщинам и мирному небу над головой. Поэтому, несмотря на его привычку к уничтожению себе подобных всякими варварскими методами (например – кружкой в грудь), зрителю старина Риддик симпатичен. Понятно же, что убивает он только по необходимости, а в душе мил, сентиментален и способен ради спасения хорошего человека пробежаться в одной майке по семисотградусной (sic!) жаре. И животные его любят. Особенно чешуйчатые саблезубые пантеры, кормящиеся заключенными галактической тюрьмы.

Желание режиссера и продюсеров (одним из которых, кстати, стал сам Вин Дизель) отработать удачно получившегося героя и выстроить на нем новый проект вполне понятно. И герой получился фактурный, и Дизель пребывает в отличной форме – чего бы не продолжить историю. Стоило ли страдать гигантоманией и выращивать настолько развесистую клюкву – другой вопрос. Сдается, что для демонстрации высоких тактико-технических характеристик Дизеля совсем не обязательно было заставлять его спасать целую вселенную. Галактические эскадры и лязгающие металлом легионы некромонгеров даже немного мешают любоваться прыжками нового супермена – отвлекают на себя внимание. Хотя, с другой стороны – ну когда еще посмотришь на галактические эскадры и легионы? Так что пусть себе лязгают. В борьбе смысла со зрелищем зрелище в очередной раз победило. От судьбы не уйдешь.

Выбор читателей