Отчего большие боссы не любят маленькую "аську"

Читать в полной версии →
Трудно, пожалуй, среди программ, призванных обеспечить максимум желающих роскошью человеческого общения, найти большего изгоя в жестком корпоративном мире, чем "аська". И все равно ей пользуется большинство




"…И прекрати на меня орать!", - завершив как настоящий глава семьи ненужный Yтренний конфликт, я принципиально перестал обращать внимания на мигающие конвертики в левом нижнем углу экрана и принялся доводить до ума статью про "аську", именуемую по-простому "ICQ-пейджер".

Трудно, пожалуй, среди программ, призванных обеспечить максимум желающих роскошью человеческого общения, найти большего изгоя в жестком корпоративном мире, чем "аська". Ее гнобят руководители, ее матерят системные администраторы… причем, сами пользуются, но коллегам и подчиненным не дают. Собственно, причины называется две. Слишком много в ней "дыр", посему конфиденциальности от нее добиться невозможно, стало быть – большой риск утечки важной информации. И как следствие тех же "дыр" – опасность нацеплять вирусов, как собачий хвост репьев. Вторая причина – "аська" сжирает рабочее время. Причем, как в таких случаях формулирует милиция, с особым цинизмом, с умыслом и тайно от руководства.

В самом деле – внешне человек просто горит на работе: пальцы мелькают, "клава" стрекочет, ну, сейчас будет что-то судьбоносное для всего коллектива. Как минимум, на квартальную премию человек наработал с лихвой. Черта с два! Он в это время обсуждает с приятелем вчерашний поход по злачным местам, ругается с подругой (другом) по жизни (см. выше) или просто болтает с кем попало, благо "аська" позволяет трепачу не ограничивать себя только знакомыми людьми: среди миллионов обладателей icq по всему миру всегда найдется несколько желающих что-нибудь обсудить.

Все правильно. Позиция тех руководителей, кто раз и навсегда запретил на территории вверенного ему подразделения всякие "аськи", "шмаськи", а также MSN messenger'ы, Odig'и и прочие "миранды" – ясна и понятна. В принципе, icq мало чем принципиально отличается от телефона, который также в умелых руках болтливого хозяина помогает убивать львиную долю рабочего времени, но… У "аськи" есть огромное преимущество: она бесплатная, и оттого просто провоцирует на болтовню с Сингапуром или Находкой. Про вирусы и утечку страшной корпоративной тайны – та же история. Пока вирусы по телефонным трубкам не скачут, но это, говорят знатоки, дело времени, а вот болтануть что не след, можно запросто. В общем, "аська", как и телефон, e-mail, факс и крик по коридору, всего лишь инструмент, им можно пользоваться как во благо компании, так и ей во вред.

Как пишут "Ведомости", на сайте питерской компании AllMemory рядом с контактными адресами сотрудников обязательно стоит номер icq. Подобный способ общения там даже приветствуется: на общение по icq призходится 40% всего общения с клиентами, на телефон и электронную почту – соответственно – по 30%. А вот в компании "Аэрофлот" запрещение на "аськи" объясняют исключительно политикой информационной защиты. И так везде: одни приветствуют использование служб мгновенного сообщения, другие – наоборот.

Американское агентство Nucleus Reseach посчитало, что лишь в 18% компаний из списка Foptune 500 для организации и ведения бизнес-процессов разрешено пользоваться интернет-пейджерами. То же агентство утверждает, что восемь из девяти опрошенных пользователей используют общение online для выполнения служебных обязанностей. В то же время исследование компании Pew Internet & American Life Project говорит об обратном: лишь 40% персонала используют "аську" для работы. Истина, наверно, где-то посередине.

Но есть мнения, что даже такое нецелевое использование icq полезно. "На работе тоже нужно как-то отвлекаться, - считает психолог центра "Пси-М" Анастасия Бутова. – Это непременное условие эффективной работы. Естественно, это не должно переходить границы". Пожалуй, лучше не скажешь.

…"Пошли, покурим?" – приходит мне сообщение. Пишет сотрудник, сидящий рядом. С точки зрения психолога, это переходит границы или в рамках еще? Ведь А.Бутова считает, что надо общаться вживую… А что касается конфликта, то он был улажен сообщением про "прекрати орать". На том конце аськи все прекрасно поняли, но долго еще пришлось объяснять несведущему человеку, как можно орать при помощи icq :-).

Борис АЛЕКСЕЕВ |
Выбор читателей