Инквизиторы Техаса запретили детям читать

Читать в полной версии →
Если раньше "полиция нравов" Техаса запрещала школьникам читать сексуальные книжки типа "Мама снесла яйцо или Откуда берутся дети", то теперь дело дошло до невинной сказки про Питера Пэна




Пока первая леди США Лора Буш пропагандирует среди молодежи любовь к чтению, в ее родном Техасе к книгам относятся с большим подозрением. Почти как во времена инквизиции, в местных школах провели ревизию печатной продукции и запретили некоторые произведения.

В "черном списке" десятки названий, среди которых, в частности, "Питер Пэн" Джеймса Барри и "1984" Джорджа Оруэлла. Чем эти произведения не угодили строгим блюстителям нравов Техаса, не сообщается.

Однако известно, что, если раньше "под подозрением" оказывались, в основном, книги с сексуальным подтекстом, например, такие, как "Мама снесла яйцо или Откуда берутся дети" Бабетты Коул, то сейчас самое пристальное внимание обращается на политические профанации. Большинство требований запретить то или иное издание исходит от родителей, однако порой протесты поступают и со стороны других членов семей школьников, а также чиновников от образования.

В целом можно сказать, что традиция не доводить до читателя некоторые книги в Америке существует издавна. Власти США на этот счет могли бы посоперничать с советскими чекистами. Еще в начале прошлого века весьма одиозным считался один из наиболее выдающихся романов Марка Твена – "Приключения Гекльберри Финна" – за пропаганду расизма. Это притом, что лучшей "олитературенной истории" Соединенных Штатов не существует до сих пор. Пресловутый "1984" вместе с другой антиутопией Оруэлла "Скотный двор" тоже попадали под запрет в Новом Свете, так что нынешнее событие – скорее "повторение пройденного". В период 1974 – 1978 гг. "Полет над гнездом кукушки" Кена Кизи находился под грифом цензурных ограничений в пяти штатах: Огайо, Нью-Йорке, Оклахоме, Массачусетсе и Айдахо.

Власти во все времена считали, что, контролируя "население" книжных полок своих граждан, они могут отлеживать нездоровые, антиобщественные элементы и вовремя их обезвреживать. Допустим, если человек приобретает "Поваренную книгу анархиста", то он, несомненно, будущий или настоящий террорист. А каждого поклонника набоковской "Лолиты" так соблазнительно записать в насильники и растлители малолетних…

Однако совершенно очевидно, что на практике все не так просто. Поэтому, помимо различных цензурных мер, в США ежегодно проходит Неделя запрещенной книги. Таким образом правительство напоминает жителям о том, что свобода - это не только коллективное благо, но и индивидуальная ответственность каждого. Традиция проводить данное мероприятие зародилась в 1982 году. Неделя запрещенной книги – своего рода праздник читательской вольницы. Она спонсируется американской Союзом книгопродавцов и американской библиотечной ассоциацией.

Елена КНОРРЕ |
Выбор читателей