|
Великий полководец скончался внезапно, в возрасте 32-х лет. До сих пор толком не ясно, что подкосило достаточно молодого и вполне крепкого мужчину. Некоторые историки полагают, что Александра Македонского свел в могилу брюшной тиф, другие считают, что он подхватил малярию, третьи утверждают, что полководец слишком любил вакханалии и допился до цирроза печени или догулялся до какой дурной болезни...
Все это, конечно, очень интересно, однако несколько прозаично. Как сообщает Independent, на днях увидело свет сочинение, в котором представлена куда более интригующая версия смерти императора. Известный популяризатор истории Грэхем Филлипс в своей книге "Александр Великий. Убийство в Вавилоне" пытается доказать, что полководец был отравлен, причем не соперниками в борьбе за власть, а собственной женой Роксаной.
По мнению Филлипса, Роксана расправилась с супругом в приступе ревности. Причем, возможно, приревновала его не к сопернице, а к сопернику – любовнику императора Гефестиону. Сам Гефестион, по словам автора книги, умер приблизительно при таких же обстоятельствах, что и Александр (тот слег как раз после погребального пира, устроенного в память о покойном возлюбленном). Значит, обоих мужчин мог лишить жизни один и тот же человек – коварная Роксана. Филлипс даже называет яд, которым она воспользовалась: стрихнин. Перед смертью Александр и Гефестион сильно мучились – у них началось онемение шеи, возникла резкая боль в желудке, поднялась температура, начались судороги; в последние часы они уже не могли говорить и нормально дышать. Типичные симптомы отравления стрихнином. А вот сам яд в те времена типичным не был. Роксана, считает Филлипс, могла раздобыть отраву во время путешествия в Индию, где побывала за два года до смерти мужа.
У новой теории о смерти Македонского уже появились оппоненты. Один из них – профессор Оксфорда Робин Лейн-Фокс, исторический консультант режиссера Оливера Стоуна, завершающего работу над фильмом "Александр Великий". Профессор уверен, что полководец умер, подцепив какую-то болезнь вроде малярии, быстро развившуюся на фоне чрезмерного увеличения алкоголем и плохо залеченных ран. Лейн-Фокс приводит еще один аргумент, с которым сложно согласиться. Он говорит, что убийца Македонского не стал бы использовать медленно действующий яд, а "действовал бы наверняка". Но если императора и в самом деле отправила на тот свет жена, то отравление, сулящее мучительную смерть, – как раз самый подходящий способ. Не зря ведь яд называют типичным женским оружием. Впрочем, кто теперь с уверенностью скажет, как все было на самом деле...
Кстати о фильме Оливера Стоуна: масштабная лента о Македонском, главные роли в котором исполнили Колин Фаррел, Энтони Хопкинс и Анджелина Джоли, мог бы появиться на экране уже в ближайшее время, однако картину отправили обратно на монтажный стол. В ней оказалось слишком много сцен, в которых снялся Фарелл-Македонский, не обремененный комплексами. Актер говорит, что все и так знают, что в жизни он натурал, поэтому на экране можно и поэкспериментировать, изображая императора-бисексуала. Однако боссы компании Warner Bros., продюсирующей киноэпопею, решили, что Фаррел и Стоун перегнули палку, и попросили вырезать лишнюю "голубизну".