|
Немецкие фашисты пристально изучали руническую письменность пруссов. В запасниках Музея бывшего немецкого командования в Кенигсберге (Калининграде) хранятся створки кованых ворот, которыми закрывали вход в бункер. Возможно, это была одна из последних "научных" разработок учебно-исследовательского общества изучения германской праистории "Anenerbe" ("Наследие Предков"). На створках целая абракадабра из прусских рун, призванная защитить обитателей бункера от врагов.
В современной Литве, на одной из территорий, где когда-то жили пруссы, интерес к мифологии племени с новой силой возродился после обретения независимости. Уже в 1992 г. была официально зарегистрирована первая организация новых язычников Литвы – "Ромува". Само название недвусмысленно говорило о пиетете к прусскому язычеству, ведь Ромува была главным святилищем пруссов. Религиозная толерантность прибалтов привела к тому, что даже на Конгрессе индоевропейских религий в 2003 г. в Вильнюсе организатором выступала "Ромува". Как отмечают ромувцы, сегодня община живет полнокровной жизнью: реконструируются дохристианские обряды, исполняются ритуалы поклонения богам. В Литве регулярно проходят языческие венчания, похороны и даже... крещения!
Польша, Литва и российский город Калининград неожиданно содрогнулись 21 сентября. Землетрясение застало врасплох жителей Восточной Европы. Ученые говорили об экстраординарном для региона явлении. Язычники Литвы усмотрели в сотрясении земных недр работу страшного подземного бога Дрябкулиса. Истукан кровожадного божества стоял на Ромуве. Именно 21 сентября, еще во времена мрачного средневековья, прусские жрецы собирались на капище и задабривали подземного правителя обильными жертвами. По словам членов языческой общины, землетрясение было тем более не случайным, что ему предшествовала целая череда удивительных фактов.
В самом центре Вильнюса издревле существует площадь Свинторога (Святого рога – сосуда, который участвовал в жреческих церемониях). Сейчас она называется Кафедральной. До 1387 г. там существовало капище языческому богу грозы Перкунусу. Во время крещения литовских племен на площади построили католический собор. В 2000 г. литовские власти установили на площади памятник одному из самых знаменитых языческих вождей литовцев – князю Гедиминасу. Возможно, властный взор языческого князя не понравился католическим епископам, заседающим в Соборе на Кафедральной площади. В том же году они заявили о претензиях на всю площадь Свинторога.
Открытый конфликт случился месяц назад. 8 сентября ансамбль "Лиетува" намеревался исполнить на Кафедральной площади у подножия памятника Гедиминусу мистерию "Цветы Грома". Содержание мистерии повторяло обряды поклонения Перкунусу, который считался покровителем князя-воина Гедиминуса. Католический епископ Аудрюс Бачкис заявил протест, но отменить мистерию ему не удалось – общественность, особенно молодежь, выступила с лозунгом: "Кафедральная площадь – священное место всех литовцев, а не только католиков!". Мэр Вильнюса встал на сторону протестующих. Мистерия состоялась при стечении тысяч зрителей. Всю ночь у памятника пели гимны Громовержцу и другим литовско-прусским богам, горел огромный священный костер, наводя зловещие тени на Собор...
Как считают язычники, древние боги впервые за много столетий ожили и пировали вместе с людьми на площади. Проснулся и старик Дрябкулис. Пробуждение подземного бога, сотрясшего земли балтов и пруссов, приветствовали современные жрецы неоязычников в Литве, Польше и Калининградской области. В последней, у поселка Мамоново, ныне и находится капище Ромува.
Прибалтийские неоязычники уверены – у них началось новое время, возрождение. А мистерия у Гедиминуса на Свинтороге и землетрясение – только первые шаги.