Государство передернуло "ЮКОС"

Читать в полной версии →
История с оценкой "Юганскнефтегаза" вызвала огромное количество вопросов, сомнений и подозрений. Подозрения (причем наихудшие) подтвердились во вторник, когда была объявлена официальная оценка стоимости компании




Любые игры с участием государства заканчиваются в пользу последнего. Очередное подтверждение этой не требующей особых доказательств истины продемонстрировал во вторник начальник Главного управления Минюста по Москве Александр Буксман. В эфире телеканала "Россия" чиновник заявил о том, что банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил "Юганскнефтегаз" в $10,4 миллиарда. Представители самой компании-оценщика отказались комментировать это заявление, сославшись на конфиденциальность договоренностей с заказчиком.

По словам Буксмана, в связи с задержкой "ЮКОСом" погашения задолженности РФФИ принял решение начать реализацию части имущества "Юганскнефтегаза". По данным Минюста, на сегодняшний день задолженность "ЮКОСа" перед бюджетом составляет $3,73 млрд, а значит, стоимости "Юганскнефтегаза" будет вполне достаточно для ее покрытия.

Известие повергло в шок участников фондового рынка. Котировки акций "ЮКОСа" обвалились более чем на 11%, а руководство ММВБ было вынуждено дважды приостанавливать торги. Связана была такая нервная реакция с тем, что еще совсем недавно, согласно данным из источников, близких к Dresdner Kleinwort Wasserstein, оценочная стоимость "Юганскнефтегаза" была не меньше $15-17 миллиардов. Более того, другая независимая компания – DeGolyer and MacNaughton оценила стоимость нефтяных запасов "дочки" "ЮКОСа" по состоянию на 31 декабря 2003 г. в $30,4 миллиарда.

Вместе с тем, вчерашние события вряд ли можно считать полной неожиданностью. История с оценкой "Юганскнефтегаза" давно вызывает огромное количество вопросов, сомнений и подозрений. Хорошо известно, что появившиеся вследствие утечки данные о предварительных результатах оценки компании в сумму $15-17 млрд стали для государства "ножом у горла". Странным в этой ситуации выглядело поведение Dresdner Kleinwort Wasserstein: с одной стороны, было хорошо понятно, что утечка появилась неспроста; с другой, возникал вопрос – почему оценщик так долго тянет с объявлением официального результата оценки.

Некоторый свет на эту историю проливает вчерашняя публикация в газете "Ведомости", согласно которой представители заказчика – Минюста РФ просто-напросто отказывались принимать от Dresdner Kleinwort Wasserstein документы с результатами работы. "Результаты оценки "Юганскнефтегаза" могли оказаться выше ожиданий чиновников, и теперь они выжидают решения Минприроды об отзыве лицензии у "Юганскнефтегаза", – сообщило издание со ссылкой на сотрудника Минюста.

Финальным аккордом во всей этой истории стало сообщение "Рейтер", ссылающегося на собственный источник, знакомый с результатами оценки. По данным агентства, на самом деле Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил ключевое дочернее предприятие "ЮКОСа" в сумму, которая весьма отличается от прозвучавшей в заявлении г-на Буксмана. По информации "Рейтер", озвученная чиновником цифра $10,4 млрд присутствует в документе оценщика, но отражает лишь крайне консервативную оценку "Юганскнефтегаза". Она относится к стоимости акций компании, вычисленной с использованием независимой оценки по итогам аудита за 2003 г., и учитывает доказанные запасы нефти, а также потенциальные налоговые претензии за 2002 год. Наиболее же корректной, по мнению Dresdner Kleinwort Wasserstein, оценкой стоимости "Юганскнефтегаза" является цифра $15,7-18,3 миллиарда. Эта оценка снизится на $1 млрд в том случае, если налоговые претензии к компании за 2002 г. будут подтверждены в суде, пояснил источник "Рейтер".

Данная информация во многом объясняет странности, творившиеся в последние дни вокруг оценки "Юганскнефтегаза" и самой компании. Как и следовало ожидать, чиновники действительно опасались, что независимая оценка окажется "чрезмерно" высокой, не позволяющей поглотить самый привлекательный актив ЮКОСа "нужной" структурой.

Вряд ли когда-нибудь мы узнаем об истинных обстоятельствах взаимоотношений между Dresdner Kleinwort Wasserstein и Минюстом, а также о том, чем на самом деле стала объявленная Буксманом цифра в $10,4 млрд: результатом банального передергивания фактов или лазейкой, предусмотрительно оставленной оценщиком для наших чиновников.

Саид ХАЛМУРЗОЕ |
Выбор читателей