|
Никто не спорит, критерии – и впрямь дело нужное, ведь до сих пор главным свидетельством эффективности работы региональной власти считалось количество голосов, отданных за нее на выборах. Показатель, разумеется, не бесспорный, однако других не было. А с переходом к системе назначения и этого не станет. Правда, в президентским законопроекте есть загадочное положение о возможности отставки в случае утраты доверия президента... Однако хорошо бы еще понять, на чем должно строиться это доверие. Ладно, допустим с главой Ингушетии Маратом Зязиковым президент знаком лично. Но Зязиков, можно сказать, один. А глав регионов – 89. Всех не упомнишь. Другое дело – сухая статистика: сразу видно, где рожают, а где мрут. Если много мрут – это подозрительно.
Надо думать, абсурдность подобных критериев смогли оценить даже студенты, которые успели освоить основные азы экономики. Впрочем, откровенная наивность подобных подходов всегда будет оправдана их политической эффективностью: не выполнил губернатор план рождаемости – утратил доверие. Электорату такой показатель гораздо доступнее, чем, скажем, уровень бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения (то есть общий объем государственных средств, которые тратятся в среднем на каждого местного жителя).
Примечательно, что проблема оценки качества работы власти решалась совсем по-другому в рамках административной реформы образца 2003 года. Напомним, правительственная комиссия по административной реформе тихо сошла на нет после того, как перед президентскими выборами было расформировано правительство Михаила Касьянова. Однако по заданию Минэкономразвития к лету под эгидой Центра стратегических разработок (ЦСР) все-таки подготовили концепцию закона "Об административных регламентах в исполнительных органах власти". Суть концепции заключается в признании того, что чиновники – http://www.utro.ru/articles/20030506005725145877.shtml все-таки "слуги народа". Чтобы народ обслуживали качественно, следует ввести четкие стандарты государственных услуг и административные регламенты – детальное описание порядка и сроков всех административных процессов. Грубо говоря, на прохождение техосмотра гражданин должен потратить два часа. И если он потратил два с половиной, то ответственный за эту операцию инспектор ГАИ теряет процент от зарплаты. Правда, зарплаты чиновников при этом должны быть "рыночными", а не символическими. Соответствующий рост расходов на госаппарат авторы концепции предлагают рассматривать как инвестиции в менеджмент. Зато появится возможность измерять результаты деятельности государственных органов, причем применительно к конкретным персоналиям.
Впрочем, стандарты государственных услуг пока остаются в стадии концепции – строительство вертикали власти в данный момент является основным приоритетом для законодателей. Однако хочется надеяться, что рано или поздно до критериев эффективности этой вертикали тоже дело дойдет. И что они будут, как минимум, научно корректны.