Формула любви: регистрация – ожидание – наслаждение

Читать в полной версии →
Фестиваль "Театральная паутина" собрал самые изысканные театральные коллективы со всей России. Благодаря Интернету спектакли, попасть на которые – большая удача, могут увидеть тысячи зрителей


Фото: fest.theatre.ru



15 октября в Театральном центре на Страстном жизнь бурлит. Здесь одновременно проходит кульминация международного конкурса музыкальных проектов "Этника" и интернет-трансляция спектакля Мастерской Петра Фоменко "Семейное счастье" из Центра им. Мейерхольда, с открытия фестиваля "Театральная паутина": конкурс – в зале, трансляция – в фойе. Удивительным образом гости умудряются не перепутать, кому куда. Визитеры этнического фестиваля чинно проходят в зал. Интернетчики попивают кофе за столиками фойе, сигаретный дым стоит коромыслом, ожидается трансляция. Трансляции нет.

В 19:00 вся "Этника" уже собралась в зале. В фойе остаются только стойкие театральные солдатики, ожидающие "фоменок". Трансляция еще не началась. Отвечающий за это действо мужчина в бежевом пиджаке ежеминутно поворачивается к публике и комментирует: спектакль еще не начался. В ответ раздаются аплодисменты, с каждой минутой все более вялые. Атмосфера доброжелательная.

В 19:20 через фойе гуськом проходят 30 альпийских стрелков в национальных костюмах, что-то недовольно бормочущих по-немецки. Трансляции нет.

На мобильный телефон бежевопиджачного мужчины то и дело звонят. Он внимательно выслушивает: "А канал у вас какой? А соединение хорошее? А на сайте вы зарегистрировались? И что, у вас нет трансляции? Конечно, у вас нет трансляции, ведь спектакль еще не начался!" Атмосфера доброжелательная.

К половине восьмого начинается трансляция. По требованию публики выключают свет. Белые, очень белые фигуры то и дело рассыпаются на пиксели и обратно. Чтобы расслышать звук, надо сидеть под колонками. Но это, впрочем, не имеет значения. Фойе затихает. Фестиваль "Театральная паутина" стартовал.

"Театральная паутина" – название говорит само за себя: паутина-сеть-интернет, и в этой сети – театр. Театр-бабочка, пойманный в паучью сеть технологий. Театральный фестиваль, выходящий за пределы театрального зала. Соответственно, единственным объединяющим принципом спектаклей фестиваля стала их исключительность и малодоступность. Так, спектакль "Дождь после потопа", поставленный в московском театре "Тень" великим Тонино Гуэррой, могут одновременно смотреть не больше пяти человек. В интернет-трансляции 16 октября спектакли театра "Тень" "Мизантроп" (режиссура Анатолия Васильева) и "Дождь после потопа" посмотрели больше тысячи человек.

И хоть в первый день трансляции без накладок не обошлось, эксперимент все же следует признать удачным. Тем более что и накладки были связаны ни с чем иным, как с огромным интересом к фестивалю. Посмотреть интернет-трансляцию захотело на порядок больше людей, чем зарегистрировалось на сайте. Теперь организаторы обещают увеличить мощности серверов, чтобы избежать подобных накладок, и в оставшиеся дни спектакли, вроде бы, можно будет смотреть спокойно.

Вкусу организаторов, отобравших для своего фестиваля лучшие спектакли последних лет лучших коллективов страны, довериться, безусловно, стоит. Не так часто приезжают в Россию клоуны театрального товарищества "Комик трест" из Петербурга – их одновременно смешные и грустные спектакли гораздо легче увидеть за рубежом. Давно не посещал столицу театр балета Евгения Панфилова – после гибели руководителя театр тоже преимущественно ошивается за границей. А для того, чтобы вывезти в столицу из Комсомольска-на-Амуре один из лучших провинциальных театров России – "КНаМ", требуется подъемник более чем серьезный: до сих пор это удавалось только фестивалю "Золотая Маска".

Так что независимо от отношения к Интернету выбор у зрителя один – идти и смотреть. Такие гастроли являются событием в любом, онлайновом ли, офлайновом ли пространстве. И расписание на следующую неделю вполне может быть таким:

18 октября – два спектакля "Театра балета Евгения Панфилова": "Восемь русских песен" и "Болеро". Трагически погибший Панфилов был гениальным хореографом. Человеческое тело, направляемое в движении, может выразить все, не существует на свете вещей, о которых нельзя сказать танцем.

19 октября – спектакль "Геликон-оперы" "Лулу". Классика авангарда – оперный шедевр композитора Альбана Берга по трагедиям Ведекинда в знаменитой трактовке Бертмана.

20 октября – театр "КНаМ" из Комсомольска-на-Амуре реанимирует дадаизм. Дада – это то, что ничего не значит, слова, которые можно не произносить. А когда слова теряют смысл, в бой вступают предметы и другая невербалка. От униатаза Дюшана до пластических экспериментов театра "КНаМ". Хотите совет? Сходите к ним.

21 октября – "Комик трест". Хедлайнеры. Клоуны. Их "Белая история" – это невеселая сказка, ведь клоуны уже давно никого не веселят, зато, бывает, смешат – сквозь слезы и до чертиков. Сказка, обманывающая ожидания тех, кто ждет сказочки. И вообще обманывающая ожидания. Клоунский "Гамлет" обязателен для просмотра, пусть и в Интернете.

Начало спектаклей в 19:00 (21 октября – в 18:00). Вход после третьего звонка не запрещен. Онлайн-адрес – fest.theatre.ru. Трансляция ведется из Театрального центра на Страстном. Не забудьте зарегистрироваться. И – приятного просмотра.

Алла ВЕРДИ |
Выбор читателей