Фото: amic.ru |
Владимир Рыжков: Как вы знаете, 28 октября планируется всероссийская акция, на которую мы призываем прийти всех, кто не согласен с политическими реформами президента Путина. Например, с предложением назначать губернаторов. Мы считаем, что эта инициатива противоречит свободам граждан. Дата проведения митингов выбрана не случайно – 29 числа будет рассматриваться в первом чтении закон об отмене губернаторских выборов.
"Y": В каких формах, на ваш взгляд, возможно объединение сил оппозиции?
В.Р.: Оппозиция включает в себя не только демократические силы, но и, скажем, КПРФ. Сейчас вряд ли можно ставить вопрос об объединении всех в одну партию – слишком разные взгляды, слишком разные программы. Но правые и левые могли бы объединиться и проводить совместные акции в защиту демократии. Кремль сегодня разрушает демократию в нашей стране, поэтому общие действия необходимы. Я думаю, что 28 октября в акции примут участие и те и другие.
"Y": Честно говоря, с трудом верится в полноценное сотрудничество столь различных политических сил, как СПС, "Яблоко" и КПРФ. Есть ли какое-то реальное сближение позиций, есть ли поле для партнерства?
В.Р.: Партнерство уже идет. 27 сентября в Верховный Суд был подан иск о нарушении закона "О выборах" в декабре 2003 года. Под этим иском стоят подписи Хакамады, Немцова, Решульского. Когда речь идет о Конституции, когда речь идет о правах людей, объединение различных политических сил возможно.
"Y": Для вас, как для депутата-одномандатника, наверное, особенно неприятно слышать предложение о новом порядке выборов в Государственную думу?
В.Р.: Есть здесь, конечно, и личное неприятие. Я избирался 2 раза по партийным спискам и 2 раза по одномандатным округам и могу сказать, что ответственность депутата, избранного по округу, намного выше, чем у того, который был избран по партийным спискам. Кроме того, у меня есть опасения за страну. Депутаты приезжают со всей России в Москву, представляют свои регионы, обеспечивают прямую и обратную связь между регионом и центром, а теперь эта связь будет нарушена. Решение избирать депутатов по партийным спискам направлено на ослабление страны.
"Y": Вы неоднократно говорили о том, что предложения президента противоречат Конституции. Насколько вероятно, что Конституционный суд встанет на вашу точку зрения?
В.Р.: Предложение президента противоречит преамбуле Конституции, статьям 1 , 10, 11, 71 72, 73. И это только те, нарушение которых буквально лежат на поверхности. Все эти статьи обосновывают федеративный, демократический и правовой характер нашего государства. Предложения президента носят антифедеративный, антидемократический характер. У меня нет никаких сомнений, что они противоречат Конституции. Кроме того, предложения президента противоречат решению Конституционного суда от 18 января 1996 г., в котором говорится, что только губернаторы, избранные народом, могут считаться легитимными главами регионов. Так что президент предлагает нарушить не только Конституцию, но и решения Конституционного суда. Мы обязательно обратимся в Конституционный суд, если этот закон будет принят. Я считаю, что если Конституционный суд не пойдет на сделку со своей совестью, он признает этот закон не соответствующим принципам нашего государства.
"Y": У единороссов в Думе конституционное большинство. Как можно ему противостоять?
В.Р.: Только публичной критикой, потому что голосов у нас мало. Сумма голосов колеблется от 60 до 100, поэтому наше главное оружие – это аргументы, публичная критика предложений власти. Другого орудия борьбы у нас сейчас нет.
"Y": По вашему мнению, как повлияет укрупнение регионов (некоторые говорят о возможном их сокращении до 7-11) на политические процессы в стране?
В.Р.: Это создаст сразу два негативных эффекта. Во-первых, снизится качество управления страной. Оно уже и так страдает: коррупция, плохие коммуникации, бюрократия. Если 5 нынешних регионов соединить в один, то определенные районы будут находиться за тысячи километров от центра. Это просто приведет к управленческому хаосу. Страна будет совершенно неуправляема. Кроме того, это приведет к появлению новых очагов напряженности. Допустим, башкирский народ, чувашский народ, татарский народ спокойно живут в составе РФ, потому что не ущемлена их национальная гордость – ведь они живут в национальных республиках. А если объединить Чувашию с Нижегородской областью, это породит массу экстремистских движений, подорвет стабильность в России. Если есть безумцы, которые хотят это сделать, то мы должны их остановить. Национальный вопрос уже не раз угрожал единству нашей страны, и именно федерализм решил эту проблему. Если кто-то попытается демонтировать федерацию в нашей стране, это будет иметь самые тяжелые последствия.
"Y": Как национальные республики могут сопротивляться подобным процессам?
В.Р.: Я думаю, что речь идет не о республиках как о территориях, отнесенных к определенной границе, речь идет о региональных сообществах. Мне кажется, что если прессинг увеличится, появятся национальные движения экстремистского толка. То, что мы породили в Чечне, может распространиться на другие регионы России. Я очень надеюсь, что до этого не дойдет.
"Y": Мы постоянно слышим о том, что Дума противостоит ограничению свободы слова. Тем не менее, ситуация меняется явно не в лучшую сторону. Можно ли предпринять реальные шаги для защиты журналистского сообщества?
В.Р.: Я считаю, эти шаги можно и нужно делать. В частности, в сентябре я сам обратился к генеральному прокурору по поводу увольнения главного редактора "Известий" Рафа Шакирова. Сейчас по моему запросу прокуратура проводит расследование. Я и впредь намерен реагировать на каждый случай преследования, увольнения журналистов из-за информации, которую они публикуют или пускают в эфир. Сейчас у нас центральные каналы полностью подвержены цензуре, возрастает давление на печатные и интернет-СМИ. Для того, чтобы это остановить, такое вмешательство надо наказывать, а те, кто вмешивается, должны за это ответить.
"Y": Ваши прогнозы относительно осуществления политической реформы, предложенной Кремлем?
В.Р.: Я эту реформу не поддерживаю, считаю, что Кремль способствует ослаблению государства. Оппозиция, конечно же, будет бороться с антидемократическими, неправовыми законами. Мы будем опираться прежде всего на Конституцию – надеюсь, что нам удастся изменить ситуацию к лучшему. Уже наблюдается прогресс, ведь для достижения некоторых общих целей оппозиция объединяется.