Русское порно: секреты жанра

Читать в полной версии →
Первые отечественные порнодельцы снимали свои "шедевры" в таких условиях, что без слез на это зрелище глядеть было невозможно. Сейчас жанр окреп и возмужал – особенно в Петербурге, который стал колыбелью российской порнографии




Первый порнофильм был снят уже через год после открытия братьев Люмьер, и с того времени бизнес развивался стремительно. В США ежегодный оборот только легального порнобизнеса составляет сегодня $4-6 миллиардов. По отечественной кинопродукции такого рода статистики нет, однако понятно, что и у нас этот вид деятельности приносит неплохие прибыли.

Как все начиналось

Андрей был в числе первых в нашей стране, кто понял, что на порнофильмах можно хорошо заработать. Идея организовать на дому просмотр за деньги порнушки пришла ему в голову после того, как на одной из вечеринок у дипломата он увидел "фильм для взрослых". Зрелище для неискушенного советского человека оказалось шокирующим и притягательным. "Вот на чем можно быстро и легко подняться", – смекнул Андрей и, заняв денег, купил кинопроектор. Выпросив пленку с порно у того самого дипломата, он устроил премьерный показ. Народу собралось человек пятнадцать, в основном мужики. Фильм произвел фурор! За домашний киносеанс Андрей взял с приглашенных по 5 рублей. Для начала. Позже, когда в его коллекции было уже несколько порнолент, он начал брать по 10 и даже по 15 рублей. Отдавая себе отчет в том, что его запросто могут привлечь за распространение порнографии, на сеансы Андрей пускал людей только по рекомендациям. Впрочем, ему просто везло – угроза, что кто-нибудь из "киноманов" настучит "куда следует", была вполне реальной.

Вскоре появились первые видеомагнитофоны. Будучи к этому времени богатым (по советским меркам) человеком, Андрей приобрел большой телевизор и видак. Кассеты с фильмами он покупал опять-таки у наших дипломатов, которые, пользуясь тем, что на таможне их не шмонали, могли без опаски ввозить запрещенный товар. Дела шли, фильмы крутились, денежки текли в карман Андрея... Правда с распространением в СССР видомагнитофонов нарисовались и конкуренты. Но это было еще полбеды.

Подпольными "кинотеатрами" заинтересовались правоохранительные органы. Начались облавы. За показ порнушки стали сажать. В пик гонений Андрей пережил настоящий стресс. Говорили, что опасавшиеся облав "видопрокатчики", дабы их не взяли с поличным, ставили рядом с видаком, в втором крутилось порно, ведро с каким-то растворителем. Если в дверь начинали звонить и стучать, "предприниматель" быстро доставал из аппарата стремную кассету и топил ее в ведре – концы, как говорится, в воду. Прознав об этом, блюстители нравственности в погонах пошли на хитрость. Прежде чем вломиться в жилище, они отключали электричество в подозрительной квартире. Делалось это для того, чтобы хозяин не смог вытащить кассету из видака (именно поэтому некоторые "порнобизнесмены" пользовались отечественными видеомагнитофонами – у наших аппаратов выброс кассеты осуществлялся механическим способом). И вот как-то раз во время просмотра очередной "клубнички" в квартире у Андрея погас свет. Страшно перепугавшись облавы, он не придумал ничего лучшего, как выбросить импортный и страшно дорогой видеомагнитофон из окна (этаж, заметим, был восьмой). Но, как оказалось, в квартире просто перегорели пробки. Несмотря на то, что Андрея не "замели", после того случая он решил с показом порнухи завязать. И действительно завязал.

Первые пробы. Сделано пальцем

Через несколько лет, когда Советский Союз приказал долго жить, Андрей вернулся в порноиндустрию. Только на сей уже в роли не прокатчика, а создателя фильмов. На съемке первого его "шедевра" присутствовал и автор этой статьи – исключительно в качестве наблюдателя. Тот, кто видел самые первые отечественные порнофильмы, наверняка помнит, какого они были качества. Ничего удивительно, если учесть, как они делались. Съемочным "павильоном" являлась съемная квартира с облезлой мебелью и вспухшими обоями. Актрисы набирались из числа местных "жриц любви". Андрей подходил к "ночным бабочкам" прямо на улице или звонил по объявлениям, предлагавшим "незабываемый отдых для состоятельных господ". Девушки, как правило, легко соглашались. С актерами-мужчинами тоже особых затруднений не возникало. Многие молодые люди вообще страшно удивлялись, узнав, что за удовольствие им еще и заплатят.

Сам процесс той съемки, которую я наблюдал, произвел на меня гнетущее впечатление и никаких эротических эмоций не вызвал. В комнате было довольно прохладно, поэтому, когда "актеры" и "актрисы" оголились, тела их моментально покрылись "гусиной кожей". Синюшные, напоминающие отечественных цыплят по рубль двадцать девушки и парни, испуганно таращась в объектив любительской видеокамеры, безуспешно пытались изобразить страсть. Самым сложным оказалось привести в рабочее состояние "инструменты" мужиков, несмотря на то, что участники действа перед съемками подкрепились алкоголем и травкой. Но мало-помалу ребят удалось "завести". Началась работа. Андрей – режиссер и оператор в одном лице – общался со своими актерами исключительно матом (ну а как иначе?), поэтому "озвучить" здесь его монолог я не могу. Надо сказать, ни специального освещения, ни грима у "съемочной группы" не было. Дубли почти не делали, а снимали все сразу, так сказать, "вживую". Для музыкального сопровождения использовался магнитофон. Стоит ли говорить, что фильм получился отвратным: синие тела, неестественная "игра" актеров... И, тем не менее, Андрею удалось этот "шедевр" продать.

С Андреем я после этой съемки не встречался. И ничего о нем не слышал лет двенадцать, если не больше.

Король порно

И вот совсем недавно я случайно столкнулся с ним, что называется, нос к носу в ресторане. Естественно, мы выпили за встречу и разговорились. Выяснилось, что Андрей до сих пор снимает порно (причем его творения пользуются популярностью среди любителей жанра). По словам Андрея, человек он вполне обеспеченный. Деньги зарабатывает исключительно порнофильмами. На вопрос, сколько приносит ему хотя бы одна лента, ответить почему-то наотрез отказался, сославшись на коммерческую тайну. Зато охотно рассказал, как порнофильмы снимаются сегодня. Теперь Андрей работает не один, у него целая съемочная группа: помощники, оператор, гример, осветители. В группу также входит врач – актеров перед съемками обязательно проверяют на наличие венерических заболеваний и ВИЧ. После того как пленка отснята, к процессу подключаются монтажеры, а также специально приглашенный композитор и профессиональные актеры, которые потом фильм озвучивают. То есть все, как в настоящем кино. Производство качественно порнофильма по времени занимает около месяца – причем на съемки тратится всего несколько дней, остальное время уходит на монтаж, оцифровку и озвучку.

Я, конечно, поинтересоваться, где сегодня находят актеров для порнофильмов. Андрей сказал, что сейчас поисками занимаются специальные люди, которые работают за проценты. Они ходят на всякие тусовки, в клубы, по институтам. И там зазывают девиц и парней на съемки. Проблем особых не возникает: многие соглашаются, потому что им обещают хорошие деньги (есть и просто любители). Но на самом деле, платят актерам не так уж и много – самое больше – $600 за съемочный день, но таких единицы; большинству же – где-то $40-50. Кино, как уже было сказано, снимается быстро, потому что площадка стоит дорого и съемочная группа старается уложиться в предельно короткие сроки.

Кстати, об актерах. Иногда со съемок в "кино для взрослых" начинали свою карьеру в большом кинематографе известные ныне в мировом кинематографе личности. Например, Трейси Лордс, начавшая сниматься в порнолентах с четырнадцати лет. Или Сильвестр Сталлоне, который впервые засветился на экране в порнофильме "Вечеринка у Китти и Стада" (1970). Уже после того, что Сталлоне стал знаменит, "Вечеринка" вновь вышла в прокат, но уже под названием "Итальянский жеребец".

Кто знает, может быть, кто-то из тех, кто сегодня снимается в русском порно, когда-нибудь прославит и отечественный кинематограф. Между прочим, одну из наших порнозвезд я уже видел в эпизодической роли в каком-то сериале.

Сегодня отечественное порно в принципе можно сравнить с зарубежным. Хотя "нашему" кино еще далеко до "их" качества. За границей при производстве "фильмов для взрослых" не так редко используется даже компьютерная графика и различные спецэффекты, как в настоящих блокбастерах. Но русском порно тоже есть свои достоинства. Если при просмотре западных фильмов порой создается ощущение, что там действуют не люди, а механические куклы, то у нас кино получается "живое". За это, кстати, "рашн порно" иностранцы и ценят.

Петербург – колыбель порнографии

Впрочем, наши порнокинематографисты стараются подтянуться до уровня западных коллег (может быть, в ущерб той самой живости). Вот только беда с оригинальными сюжетами, видимо, хороших сценаристов не хватает. Однако же и здесь был найден выход из положения. Теперь упор делается на "классику". Известные произведения переделываются в порноверсии. Так появились на свет "Вий", "Колобок" и "Белые ночи". Не брезгуют создатели кинолент и ремейками – на прилавках и в интеренет-магазинах можно отыскать порнографические варианты "Ментов", "Золушки" и даже "Чапаева".

К слову сказать: если всю контрабанду когда-то делали в Одессе на Малой Арнаутской, то сегодня львиную долю порнографических лент производят в Санкт-Петербурге. Да что там производят! В прошлом году известный в Питере режиссер-порнограф Сергей Прянишников даже в губернаторы города на Неве баллотировался. Но не прошел. Видимо, еще не все в Питере порнушку смотрят.

Возникает резонный вопрос: почему именно Санкт-Петербург стал колыбелью и оплотом русской порнографии? Односложно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Скорее всего, дело тут в юридических тонкостях. В России до сих пор существует ст.242 УК РФ "О незаконном распространении порнографии", однако статья не имеет никаких внятных пояснений: ни что означает "незаконная", ни что есть "порнография". А вот в Северной столице впервые дали определение порнографии. Итак, в Питере (и только!) к порнографии (то есть к продукции, распространение которой преследуется в уголовном порядке) относят: показ сексуальных отношений с животными, трупами, детьми, а также показ сексуального насилия. Поскольку ничего подобного в фильмах петербургских режиссеров нет, то они не за страх, а за деньги работают в этом жанре.

Яков МОСКОВКИН |
Выбор читателей