|
Современные средства идентификации позволяют по анализу ДНК с максимально возможной точностью утверждать, чьи кости находятся в музее. Ученые намерены сравнить ДНК племянницы великого композитора с пробой из черепа в музейной экспозиции. Время поджимает ученых: в 2006 г. весь музыкальный мир собирается отметить 250-летие со дня рождения маэстро.
Вообще, история жизни, а особенно смерти Вольфганга Амадеуса Моцарта полна загадок, начиная от традиционной "Кто же его убил?" и заканчивая "Чей же череп находится в Зальцбурге?". Что касается первого вопроса, то в 1997 г. в миланском главном зале Дворца юстиции прошло необычное судебное заседание, которое велось в точном соответствии с нормами нашего времени: коллегию возглавлял председатель городского апелляционного суда, сторону обвинения представлял известный прокурор, защитниками были два знаменитых миланских адвоката. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. И сторона защиты этот процесс выиграла: Сальери был признан невиновным.
А вот по второму пункту до сих пор много неясностей. Были сведения, что при захоронении композитора в общей могиле для бедных просвещенный могильщик как-то пометил гроб великого Моцарта, скончавшегося при неясных обстоятельствах в возрасте 35 лет. Позднее из этого помеченного гроба был извлечен череп, который могильщик с венского кладбища св. Марка подарил в 1842 г. Якобу Хюртлю, который, в свою очередь, показал находку своему брату, профессору анатомии.
Когда череп попал в Зальцбург, на родину композитора, первоначально австрийские специалисты с недоверием отнеслись к нему, однако поместили в хранилище. В наше время череп был извлечен из запасников и уже в качестве "черепа Моцарта" привлекал и привлекает толпы туристов. Находкой заинтересовался палеонтолог Готлиб Тихи, результаты исследований которого были опубликованы в прессе: форма округлая, характерная для жителей Южной Германии, принадлежал он маленькому, физически слабому мужчине в возрасте от 25 до 40 лет, однако объем черепной коробки 1585 куб. см, то есть сравнительно большой.
По методу Герасимова был восстановлен облик: круглое лицо, удлиненный нос и выдающаяся верхняя челюсть воссозданного портрета в основном прослеживаются на всех известных прижизненных изображениях самого Моцарта. Кроме того, совпадают низкий рост, слабое телосложение и крупная голова. И вот теперь специалисты решили поставить окончательную точку в этом вопросе.