|
Распространенная ошибка, которой подвержены не только далекие от кадрового рынка люди, но даже те, кому самолично приходилось нанимать на работу новых сотрудников: называть "охотниками за головами" всех специалистов по поиску и подбору персонала. Традиционные кадровые агентства и независимые рекрутеры, по большому счету, занимаются не столько поиском "спецов", сколько подбором типичных работников, соответствующих определенному – как правило, довольно стандартному – набору профессиональных навыков. Получив от работодателя описание конкретной вакансии, на которую требуется найти человека, рекрутер публикует соответствующее объявление в специализированной прессе, а затем просто отбирает подходящие кандидатуры из массы пришедших на эту публикацию резюме. Максимум, что может сделать сотрудник рекрутинговой компании, – обратиться к ранее созданной базе данных и, увидев в ней "идеального" для данной вакансии кандидата, поинтересоваться у него, как обстоят дела с работой на данном этапе и нет ли желания в очередной раз ее поменять.
Иное дело – "охота за головами". Это работа творческая, здесь требуется гораздо более тонкий подход. Ведь предмет охоты – не простые сотрудники, а "звезды". В основном к услугам хедхантеров прибегают тогда, когда требуется найти руководителя высшего звена или редкого специалиста, обладающего уникальным набором профессиональных и личностных качеств. Таких людей в каждой профессии единицы, они хорошо известны в своем кругу, и даже если, в силу различных обстоятельств, вдруг оказываются безработными, сами работу обычно не ищут, предпочитая ждать, когда работа найдет их.
Такому человеку роль просителя категорически противопоказана, поскольку может нанести непоправимый урон его имиджу успешного и, главное, всегда востребованного высококлассного профессионала. Поэтому традиционные объявления о вакансии в данном случае практически бесполезны. Да и без работы "звезды" все-таки не сидят, разве что сами иногда позволяют себе кратковременный отпуск. А так как спрос на них по-прежнему превышает предложение, отыскать профессионала экстра-класса на открытом рынке просто нереально.
Один из возможных вариантов решения проблемы – вырастить будущего "профи" собственными силами внутри компании; путь весьма трудоемкий, длительный и затратный. Далеко не каждая организация может себе это позволить. Кроме того, бывают ситуации, когда необходимый специалист нужен немедленно, скажем, если речь идет об открытии нового направления в производстве, филиала, раскрутке нового проекта и т.п. И тогда зачастую остается только один выход – переманить "звезду" из другой компании. Вот тут и приходят на помощь "охотники за головами".
Свой нелегкий труд хедхантер, как правило, начинает с изучения рынка, определяя его ключевые фигуры и намечая будущие "жертвы". Затем наступает самый сложный этап операции – выход на контакт и проведение переговоров. Несмотря на то, что внимание "охотников" льстит потенциальным "перебежчикам", первые лица компании, как правило, отгораживаются от них заслоном секретарей и помощников, пробиться через которых – целое искусство. Здесь "охотнику" приходится прибегать к уловкам, выдавая себя то за журналиста, то за социолога, то вообще непонятно за кого, полностью запутывая секретаря, чтобы он наконец-то соединил звонящего со своим боссом. При этом каждый раз приходится изобретать все новые и новые приемы. Конечно, отловить объект "охоты" можно и вне стен его родного офиса, но для этого надо быть своим человеком в самых различных местах и компаниях и уметь точно выбрать подходящий момент для обращения. Однако даже если достать кандидата удалось и он согласился начать переговоры – это только половина успеха. Как правило, топ-менеджеры очень лояльны по отношению к своей компании, и только весьма заманчивые перспективы могут сподвигнуть их на "предательство". Например, зарплата, раза в два превышающая текущий уровень. Потому что когда речь идет денежных о компенсациях, составляющих десятки, а то и сотни тысяч долларов в год, пара-тройка лишних "штук зеленых" погоды уже не делает. Впрочем, все трудности с лихвой окупаются гонорарами хедхантеров, которые могут достигать 30-35% годовой компенсации найденного специалиста.
Хедхантинг, как и множество других полезных для бизнеса вещей, зародился в США в середине прошлого века и довольно быстро стал весьма прибыльным делом. По мере становления новых экономических отношений он начал стремительно распространяется и в России. А в последние годы расцвел буйным цветом, что хорошо видно по значительному количеству хедхантинговых агентств, появившихся в течение нескольких последних лет. И хотя сфера их деятельности не ограничивается исключительно "охотой за головами", данный показатель достаточно красноречив. Виной тому переживаемый Россией экономический подъем, ведущий к росту потребности в "головастых" специалистах и только усугубляющий "кадровый голод", всегда присутствовавший на российском рынке труда.