Не ходите, детки, в Испанию гулять!

Читать в полной версии →
Якоб и Мари – типичные сказочные простачки, только путешествуют они в современном мире и попадают то в дом к фермеру-импотенту, то в богатую испанскую гасиенду, полную зловещих тайн, то на заброшенную съемочную площадку

Новые сказки братьев Гримм (Grimm)
Нидерланды, 2003
Режиссер: Алекс ван Вармердам
В ролях: Халина Рэйн, Якоб Дервиг, Кармело Гомес




Маленькая страна Голландия богата режиссерами. Хотя самый известный из них, Пауль Верхувен, давно на родине не живет, там остались арт-икона Йос Стеллинг и документалист Тео ван Гог, убитый в начале этой недели фанатиком-исламистом.

На последнем Московском кинофестивале прошла ретроспектива еще одного "малого голландца", среди киноманов популярного даже больше, чем продавшийся Голливуду Верхувен. Алекс ван Вармердам – фигура для Голландии культовая, основатель легендарной театральной труппы "Hauser Orkater". Художник по первой профессии, театральный режиссер и драматург – по второй, за двадцать лет ван Вармердам снял пять полнометражных фильмов и получил престижнейшую "Награду принца Бернхарда" за вклад в культуру Нидерландов.

Вот этот-то почти лауреат нидерландской Госпремии и снял страшноватую сказку о приключениях братца и сестрички, в которой поиздевался не только над голландцами, испанцами, героями и зрителями, но и над несколькими весьма популярными киножанрами.

"Новые сказки братьев Гримм" основаны на любимой детской сказке режиссера ван Вармердама "Братик и сестричка" (ее более известный вариант – "Ганс и Гретель"). Впрочем, немецкий фольклор дает только первый толчок истории брата и сестры, которых отец оставляет замерзать в лесу. Дальше сюжет уходит далеко в сторону от сказки, сохраняя ее страшноватое обаяние и своеобразную логику.

Якоб и Мари – типичные сказочные простачки, которых любил рисовать еще папаша Брейгель, только путешествуют они в современном мире и попадают то в дом к фермеру-импотенту, то в богатую испанскую гасиенду, полную зловещих тайн, то на заброшенную съемочную площадку третьесортного вестерна. Прямо по Проппу, герои проходят все стадии инициации, встречают серых волков, прекрасных принцев и тупых полицейских. И все эти перипетии нужны только для того, чтобы в конце концов взглянуть в сторону родной Голландии и сказать: "Пойдем домой!".

Ван Вармердам не считает свой фильм сказкой, скорее – черной комедий, а стиль предпочитает называть "стилизованным реализмом". В этом мире все простодушно-жестоко и простодушно-смешно, и смешного больше, чем страшного. Фильм, как настоящий сказочный герой, постоянно меняет обличья, превращаясь попеременно в роуд-муви, криминальную комедию, вестерн и фильм ужасов.

Вольное обращение с традициями идет "Новым сказкам" только на пользу, делая сюжет обескураживающее непредсказуемым и возвращая зрителей в счастливые мгновения детства, когда самым главным вопросом было: "Что случится дальше?" При этом кадры фильма можно рассматривать бесконечно, как дорогую иллюстрацию в книжке с картинками, зная – что бы ни случилось, сколько бы кровищи ни пролилось, сколько бы почек ни было вырезано у главных героев и сколько бы мертвецов ни пришлось им закопать в горячую испанскую землю, закончится все хорошо. Сказка все-таки!

С 4 ноября в кинотеатре "МДМ-кино"

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей