Красная Шапочка спелась с Цискаридзе

Читать в полной версии →
Музыканты культовой электронной группы Moscow Grooves Institute рассказали корреспонденту "Yтра" о своих творческих планах, о новом альбоме "На заре" и о неожиданном сотрудничестве с Николаем Цискаридзе


Фото: m-g-i.com



Один из самых интересных музыкальных релизов осени – новый альбом дуэта Moscow Grooves Institute и певицы Ольги Рождественской "На заре". 11 романсов, фольклорных мелодий и песен из кинофильмов записаны с классическим вокалом и в электронной обработке. Если имя MGI достаточно хорошо известно любителям электронной музыки, то Ольгу Рождественскую до этой работы знали немногие, хотя начала она певческую карьеру еще в шестилетнем возрасте, спев знаменитую песню Красной Шапочки для одноименного фильма ("В Африке небо вот такой вышины…").. С тех пор Ольга участвовала в записи саундтреков к более чем пятидесяти картинам. Впрочем, выпущенный альбом стал большим событием и для второй части творческого дуэта – электронного проекта MGI
. Корреспондент "Yтра" побеседовал с "профессорами" Института Аркадием Марто и Борисом Назаровым после презентации альбома "На заре" в театре "Эрмитаж".

"Yтро": О вашей группе ходит немало легенд. По одной из версий, вы откололись от команды "Детский Панадол", по другой – появились как независимый проект еще до рождения "панадолов"...

Аркадий: Действительно, мы не откалывались от "Детского панадола", потому что эта группа была создана на год позже, и мы действительно принимали участие в этом проекте. Просто была одна тусовка, круг людей, интересующихся такой музыкой. Мы все вместе делали.

Борис: В целом же история наша началась еще в 1993-м, когда мы познакомились с Аркадием. У меня была институтская группа, играли acid-jazz. Нам понадобилась студия звукозаписи, мы обратились в первую попавшуюся – и там-то я и повстречал Аркадия...

"Y": Вы убежденные "электроники"? Скажем, рок-музыка вас никогда не интересовала?

Аркадий: С тем же успехом могу сказать, что меня и электроника никогда особо не интересовала. Я не люблю все эти штампы. Меня интересует просто Музыка. И в машине я могу спокойно слушать System of a down и Living Color, а могу – Баха. Главное – чтобы нравилось.

"Y": Теперь вопрос о названии. С Moscow все понятно, а Groove Institute – обучаете груву?

Борис: Скорее, учимся сами. Можно, кстати, ему учиться всю жизнь и так и не научиться.

"Y": А есть ли в русском языке какой-то эквивалент слову "грув"?

Борис: Грув – это кач. То есть музыка, которую ты делаешь, должна тебя и слушателя как бы качать, заставлять двигать телом.


Фото: m-g-i.com

"Y": Пару лет назад у вас в составе было семь человек, а сейчас только двое. Почему?

Борис: Действительно, был такой период; это была часть эксперимента. Хотелось все попробовать живьем, с живыми инструментами. Сыграться таким большим коллективом было непросто. Группы как таковой не получилось – получился проект. Просуществовал он год, за который мы достаточно успешно прокатились с концертами.

Аркадий: Наш нынешний дуэт с Ольгой – это ведь тоже один из проектов. Не нужно обобщать – отдельно MGI записывает несколько другую музыку. Это различные импровизации, это техно-музыка...

"Y": Где вам больше нравится выступать – в клубах или на больших площадках?

Борис: Концерт в "Эрмитаже" – для нас новый и важный этап. В клубах после такой площадки играть непросто. Часто говорят, что вот, мол, в клубах контакт с публикой теснее и кайф соответственно больше. Не знаю – нам вот, наоборот, очень понравилось выступать на большой сцене.

Аркадий: В клубе ты ведь еще и сам практически за все отвечаешь. А на большом концерте на тебя работает целая команда – несколько десятков человек. Это другие ощущения, другой уровень.

"Y": Вы делали ремиксы на песни многих известных исполнителей. Как вам работалось с "Мумий Троллем", вместе с которым вы записали песню Виктора Цоя "Малыш"?

Аркадий: В данном случае это не ремикс. Эту песня раньше существовала только на магнитофонной пленке – Цой ее напел под гитару. "Тролли" как-то спели ее живьем, а потом Илья Лагутенко предложил нам записать музыку. Сотрудничество было не в напряг, все очень нормально. Илья – клевый парень сам по себе. 90% времени, впрочем, мы работали без него, на своей студии.

Борис: А то, что песня попала потом на первые места всяких хит-парадов, – мы об этом узнали гораздо позже. Что ж, приятно.

"Y": Во второй половине 90-х флагманом электронной музыки в России было радио "Станция" 106.8 FM. Уже больше двух лет как она закрыта. Сейчас сразу несколько радиостанций гоняют в FM-диапозоне электронную музыку – смогли ли они заменить "Станцию"?

Борис: Однозначно нет. Очевидно, что вместе со "Станцией" безвозвратно ушла целая эпоха. Для нас с Аркашей эта станция была вообще родной – там, собственно, состоялись наши первые живые радиоэфиры. До этого мы сидели дома или студии, а тут – тебе целую ночь дают, отрывайся как хочешь. Когда я сегодня рассказываю музыкантам, нашим или иностранным, что такое было – что мы целую ночь играли, они не верят.

Аркадий: Раньше FM-диапозон не был поделен, не было рынка, всего этого бизнеса. Не было этой привязки к понятию "формат". Была частота, была радиостанция – комната с аппаратурой. И все. Приходи и рули... Сейчас нас по радио не часто можно услышать. Разве что "Серебряный дождь" наши треки иногда ставит.

"Y": В электронной музыке вообще появляются какие-то интересные проекты, или жизнь стала скучнее?

Борис: Сейчас все скучнее стало, безусловно. И дело не только в коммерциализации. Может, постарели?

"Y": Многие молодые музыканты сегодня жалуются, что контракты, предлагаемые им продюсерами, – кабальные. Есть ли выход?

Аркадий: Выход есть. Нас, например, эти проблемы никогда не волновали. У нас собственный лейбл, мы, можно так сказать, работаем на себя. С другой стороны, конечно, и работы у нас побольше. Мы сами находим промо-компанию, с которой работаем, сами находим административную компанию. Конечно, это отвлекает от процесса. Было бы здорово, когда ничего делать не надо – сидишь и играешь себе. Творишь.


Фото: m-g-i.com

"Y": С кем из российских артистов вы хотели бы сотрудничать?

Борис: Мы уже посотрудничали на последнем концерте – с танцовщиком Николаем Цискаридзе. Было весело. Оля пела, мы играли, а Николай... нет, не танцевал – выступал в роли учителя танцев. Он объяснял ученикам что нужно делать, а его голос проводился через два кодера, через электронные обработки. По-моему, всем понравилось, в том числе Николаю.

Аркадий: А еще с Петей Мамоновым было бы здорово поработать. Петр Николаевич, конечно, великий человек. Человек, которого я уважаю. Он – на 100% настоящий, а это самое главное.

Олег ГОРШКОВ |
Выбор читателей