Улицы Москвы - худшие враги нашей обуви

Читать в полной версии →
Сохранить чистую обувь людям, передвигающимся в непогоду по Москве на своих двоих, практически невозможно. Потому что стоит пройти дождю – и улицы покрываются слоем какой-то серо-бурой смеси, которой все нипочем




Грязная обувь – зрелище, прямо скажем, непрезентабельное. Тем не менее, сотням тысяч "безлошадных" москвичей приходится в плохую погоду щеголять в грязных ботинках, ботиках, сапожках и туфлях. А что поделаешь? Yтром выйдешь из дома в начищенных до блеска штиблетах, а уже в метро, до которого, кстати, ходьбы-то всего минут пять, замечаешь, что от твоих трудов не осталось и воспоминания: ботиночки заляпаны, а на подошвах – толстый слой земли. Потому что стоит пройти дождю – и московские улицы (причем не только на окраинах) покрываются слоем какой-то серо-бурой смеси, которой все нипочем – ни дворники, ни спецтехника.

И вот буквально на днях тайну грязи на московских улицах открыли мне... озеленители – люди, которые облагораживают столицу, разбивая клумбы, обустраивая газоны и высаживая деревья. Оказывается, виновниками плачевного состояния наших башмаков в дождливые дни (а таких в Москве не меньше ста в год) являются городские грунты, в том числе газоны и клумбы. "Грунты подвержены водной эрозии, то есть, попросту говоря, почва размывается, – объясняет озеленитель Вера. – И все это стекает на дорогу. Раньше мы для создания верхнего слоя газонов использовали смесь, в которой в немалом количестве присутствовали торф и песок. Но после первого же ливня торф смывался на дороги. Людям приходилось топать по этой жиже..."

С торфом, кстати, песня отдельная. Экологи давно уже говорили, что использовать его для устройства газонов не следует. Во-первых, газон, "удобренный" подобным образом, требует больших количеств воды в засушливые периоды. Во-вторых, торф не только сушит землю, но усиливает ее нагрев в летнее время, иногда даже самовозгорается на открытых участках. Действительно, в жару московские газоны не раз вспыхивали, и деньги, идущие на озеленение города, превращались в дым и пепел. В-третьих, торф поглощает атмосферный кислород и выделяет углекислый газ. Специалисты Института экологии города подсчитали, что если покрыть торфом все московские почвы, то он поглотит кислорода больше, чем все предприятия и население города, зато выдаст СО2 на порядок больше, чем весь автотранспорт. К счастью, столичные власти одумались и использовать торф в чистом виде запретили "из-за повышенной пожароопасности". Это нам подтвердили в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Москвы: "В Постановлении "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений" от 10 сентября 2002 года, есть пункт, который гласит, что в качестве растительного грунта торф применять запрещается. Теперь землю обогащают специальными смесями, в которых торф может быть лишь одним из компонентов".

Ну хорошо, скажет читатель, торф убрали – и слава Богу. Но чище наши улицы после этого не стали. Значит, торф здесь ни при чем? Прояснить ситуацию нам помог специалист по ландшафтному дизайну Валентин Росточин. "Дело, конечно, не в торфе, да и вообще не только в том, что именно используется в качестве грунта, – говорит Росточин. – Проблема в устройстве самих газонов и клумб. В большинстве случаев эти самые газоны никак не огорожены, или грунт лежит выше бортового камня. В результате, во время дождей, не говоря уже о ливнях, грунт смывается прямо нам под ноги. То есть в первом случае газоны надо укреплять, а во втором – землю, там, где есть ее избыток, вывозить. Уровень газона должен быть на несколько сантиметров (примерно на 8) ниже бордюра. Можно также сделать небольшой уклон внутрь газона. На территориях, на которых невозможен рост газонной травы, но которая часто размывается водой, необходимо создавать огражденные зоны, засыпанные, например, мелкой галькой, как это делается в ряде стран Европы, щебнем, или создавать твердые покрытия из плитки, асфальта... В общем, городскую грязь порождает водная эрозия незакрепленных, ничем не огражденных или вываливающихся за бортовой камень грунтов".

Для того, чтобы высаженная трава не чернела от автомобильных выхлопов и меньше пылилась, московские власти в скором времени собираются все газоны, которые находятся рядом с автодорогами, поднять над уровнем дороги на высоту до 60 см. Если все будет сделано правильно, никакого вреда от этого нововведения не будет, а вот если газоны укрепят плохо, то на улицах станет еще грязнее.

В общем, если не решить проблему с газонами, то грязи в Москве, несмотря на все усилия дворников и техники, не убавится. Сегодня же, вместо того, чтобы сделать все "по науке", газоны приходится постоянно "реставрировать": подсыпать грунт и удобрения, бесконечно пересеивать траву. И так по несколько раз в год. Впрочем, свою лепту в загрязнение города вносят и многочисленные стройки. Но это уже другая тема.

Вадим САМОКАТОВ |
Выбор читателей