Мечта Путина осуществится. За ближней границей

Читать в полной версии →
Задача удвоения ВВП в течение 10 лет значится в Стратегии социально-экономического развития Казахстана на период до 2010 года. При нынешних темпах экономического роста она может быть решена за 8 лет


Фото AFP



Не только Россия мечтает удвоить за десятилетку свой ВВП, но, к примеру, еще и Казахстан. Только здесь, в отличие от России, это более чем реальные замыслы, которые, судя по всему, будут осуществлены досрочно (а можно сказать, и точно в срок, если за таковой считать срок президентства Путина как главного "мечтателя"). Задача удвоения в течение 10 лет валового внутреннего продукта значится в стратегии социально-экономического развития республики на период до 2010 года. При наблюдаемых в Казахстане среднегодовых темпах экономического роста, превышающих 9%, эта задача может быть выполнена всего за 8 лет. Именно 9%-ный реальный прирост ВВП официально прогнозировался правительством Казахстана на текущий год, а на днях, выступая на заседании кабинета, министр экономики и бюджетного планирования республики Кайрат Келимбетов сообщил, что его ведомство повышает данный прогноз как минимум до 9,3% (в 2003 г. – 9,2%). При этом инфляция по итогам года, как ожидается, не превысит 6,9%, реальные доходы населения увеличатся на 7,5%, а уровень безработицы сократится до 7,7% против 9,5% в январе этого года. Келимбетов вновь подтвердил сделанный министерством пару месяцев назад вывод о том, что поставленная цель удвоения ВВП будет достигнута не позднее 2008 г., а возможно даже уже к концу 2007 года. Не так давно, кстати, президент страны Нурсултан Назарбаев обозначил новый ориентир: к 2015 г. увеличить ВВП относительно уровня 2000 г. в 3,5 раза.

По итогам первых трех кварталов 2004 г. экономика Казахстана выросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 9,4%, в том числе промышленное производство – на 10,3%. Правда, в сельском хозяйстве зафиксирован спад на 3,9%, причем, если в животноводстве объемы производства увеличились на 5,5%, то в растениеводстве они упали на 9,7% вследствие, главным образом, снижения сбора зерновых. Инвестиции в основной капитал в январе-сентябре с.г. возросли в Казахстане на 10,0%, объемы строительных работ – на 5,8%. Средняя зарплата достигла $215 в месяц: по этому показателю Казахстан мало уступает России ($240) и сильно опережает все остальные республики СНГ.

По последним оценкам, в целом за год ВВП Казахстана превысит $38 млрд., или $2530 на душу населения. Между прочим, в долларовом эквиваленте задача удвоения валового продукта уже перевыполнена, ведь в 2000 г. ВВП равнялся $17,9 миллиарда. Согласно "умеренному" прогнозу Министерства экономики и бюджетного планирования, в ближайшие 3 года экономика вырастет еще на 26,4%: в 2005 г. – на 7,9%, 2006 г. – на 8,0% и в 2007 г. – на 8,5%. При этом ВВП на душу населения составит соответственно $2942,4, $3378,3 и $3853,7.

В действительности, при сохранении достаточно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры темпы роста, весьма вероятно, окажутся выше, а увеличение ВВП в долларовом выражении – тем паче: обильный приток в страну нефтедолларов оборачивается резким "внеплановым" укреплением национальной валюты (тенге). Так, по наметкам Минэкономики, к концу текущего года доллар должен был стоить 133,6 тенге, а в 2005 г. – в среднем 131,7 тенге. Между тем доллар уже сегодня "похудел" до 131 тенге, только с начала октября полегчав на 3,3 тенге. Причем казахстанские деньги дорожают и относительно других валют: за январь-сентябрь тенге укрепился по отношению к доллару, евро и рублю в номинальном выражении соответственно на 6,3%, 8,2% и 6,7%, а в реальном – на 8,4%, 9,6% и 2,1%. Это вызывает нешуточную тревогу казахстанских экономистов, поскольку подрывает конкурентоспособность национальных производителей, не занятых добычей сырья. Кроме того, как и в России, массированная эмиссия денег, которую Национальный банк вынужден осуществлять через валютную биржу, чревата разгонкой инфляции. К началу ноября валютные резервы Нацбанка Казахстана превысили $7 млрд, а с учетом активов Национального фонда (аналог нашего Стабилизационного фонда) международные резервы страны достигли $11,3 млрд (более $750 на душу населения).

Министр Келимбетов сетует, что из-за укрепления тенге "весь несырьевой экспорт у нас благополучно умирает; это классическая голландская болезнь". Страдает – вследствие наплыва импорта – и внутреннее производство. В итоге, на фоне высоких показателей роста экономики ее сырьевая ориентация начинает принимать уже какие-то гипертрофированные масштабы. Бурно развивается прежде всего топливно-энергетический комплекс и связанный с ним сектор услуг. Если в горнодобывающей промышленности за первые 9 месяцев текущего года производство увеличилось на 13,1%, то в обрабатывающей промышленности – лишь на 8,6%, причем в некоторых отраслях (производство готовых металлоизделий, текстильная и швейная промышленность) отмечен спад. Да и в добывающей промышленности не все однозначно: идет активное наращивание нефте- и газодобычи, но в то же время в январе-сентябре сократилась добыча бурого угля, медных, алюминиевых и марганцевых руд, цинковых и железорудных концентратов.

Не секрет, что демонстрируемые Казахстаном высокие темпы экономического роста определяются – еще в большей степени, чем в России – исключительно благоприятной ситуацией на внешних рынках, а именно, высокими ценами на энергоносители и металлы. Нефть, металлопродукция и еще зерно чуть ли не полностью покрывают весь казахстанский экспорт, на который, в свою очередь, сегодня приходится, если считать по валютной выручке, около 48% ВВП, а на внешнеторговый оборот в целом – порядка 80% ВВП. С учетом узости экспортной номенклатуры и, с другой стороны, масштабов страны, это сверхбольшая степень зависимости от внешних факторов, причем ситуация в данном плане лишь усугубляется. Так, за январь-август с.г. экспорт вырос в денежном выражении по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. на 45%, импорт – на 58% (положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило $3,8 миллиарда). Экономика, как уже было сказано, все больше замыкается на решении одной задачи – наращивании поставок сырья на Запад. Между тем, открывая 3 ноября первую сессию нижней палаты парламента нового созыва, президент Назарбаев говорил, в частности, о необходимости формирования "экономики, основанной на знаниях", а также о том, что Казахстан должен стать "сервисно-технологическим центром центрально-азиатского региона", ориентированным на производство для стран-соседей высокотехнологичных товаров и услуг. Однако даже в принятой в республике Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 г. предполагается, что доля в ВВП наукоемкой и высокотехнологической продукции составит к тому времени лишь 1,0-1,4% (хотя все познается в сравнении: в 2000 г. эта доля равнялась 0,1%).

Отдельную проблему представляет наблюдаемое ныне в Казахстане снижение темпов роста инвестиций в основной капитал. В 2000-2002 гг. они превышали 23% в год, что было одним из важных факторов поддержания высоких темпов роста экономики (на 36,8% за три года). В прошлом году данный показатель сократился до 10,6%, а по итогам нынешнего едва достигнет 10%. Принимая также во внимание неравномерность отраслевого распределения капиталовложений, это в перспективе может еще аукнуться.

Тем не менее, если только ситуация на внешних рынках не будет развиваться по катастрофическому сценарию, заявленные республиканским Минэкономики планы экономического роста на ближайшую трехлетку, очевидно, будут выполнены или даже перевыполнены. Это означает, что за 2000-2007 гг. рост составит 106,5% (говоря об успехах в продвижении к заветной цели удвоения ВВП, в Казахстане нередко учитывают еще и прирост в 2000 г., хотя формально речь идет о периоде с 2001 г.), а за 2001-2007 гг. – 88,1%, и тогда для достижения в 2008 г. цифры 100% экономика должна будет подтянуться по сравнению с предыдущим годом "всего" на 6,4%. Что ж, как говорится, флаг им в руки.

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей