|
В Малый театр Коршунов пришел в 1952 году, после окончания Школы-студии МХАТ. Такая вот добрая усмешка судьбы – все годы учебы будущий артист слышал: "Это Малый театр!" В устах педагогов-мхатовцев, наверное, это был упрек, каких мало. В жизни он стал несомненным достоинством. Однако в театр, ставший местом полувековой службы, артист пришел не сразу, а отыграв сезон в Центральном театре транспорта. Там его заметили М.Царев и К.Зубов и пригласили в Малый.
Некоторые критики определяют амплуа Виктора Коршунова как "социальный герой". Это ставит артиста в один ряд, например, с Михаилом Ульяновым и Кириллом Лавровым. "Амплуа это, - писала в свое время про Коршунова С.Овчинникова, - требует абсолютной личной убедительности… Актер здесь в большей степени играет себя, нежели в иных амплуа. Он как художник постоянно пишущий автопортреты. Когда он на сцене – прежде всего берет личность актера и лишь потом – личность персонажа". Так было и в самой первой роли Виктора Коршунова на сцене Малого театра – Иване Рыбакове, в одноименной пьесе В.Гусева, поставленной Б.Равенских.
Зрительское признание к актеру, как правило, приходит раньше, чем какое бы то ни было другое, однако высшая оценка – это похвала из уст коллег по цеху. Елена Николаевна Гоголева в своих воспоминаниях писала о Викторе Ивановиче так: "Коршунова я давно и хорошо знаю по работе в театре… Вместе мы играли в "Горе от ума" (он – Молчалина)… И прямо скажу: не "грел" он меня, не "светил". Что же мне в нем мешало? Как будто все так, а вот не трогал меня этот актер, не понимала я его. И вдруг в "Утренней фее" (спектакль 1984 г. по пьесе А.Касоны в постановке Б.А. Львова-Анохина, в котором партнером актера была незабвенная Руфина Нифонтова. – К.Ц.) – совсем другой Коршунов. Раньше в нем было какое-то однообразие, холодность, не боюсь сказать – деревянность. А тут – живой характер, живые глаза, свободные движения и голос совсем иной. Я искренне радовалась, следя за тем, как развивается его жизнь на сцене, как чувство растерянности, когда он приносит спасенную им, чуть не утонувшую девушку, так странно, так чудесно похожую на ту, погибшую, превращается постепенно в любовь. Как по-новому заиграл Коршунов! Хорошо заиграл… И вот последний спектакль Малого театра – "Рядовые" А.Дударева… Пошла на генеральную репетицию и села в первый ряд… Я совсем близко видела окоп, в котором почти весь спектакль находился… кто? Не могу узнать! Внимательно всматриваюсь, вслушиваюсь, слежу за каждым движением – не понимаю, не узнаю. Очевидно новый актер. Не могу понять – кто. Но слежу с громадным волнением. Хорошо играет. Кончился просмотр, и я узнала, что так понравившийся мне актер – Коршунов! Великолепно сыгранная роль, блестящая победа актера. И что приятно – видишь его рост".
Не будет ошибкой сказать, что в актерской судьбе Виктора Коршунова огромную роль сыграли два человека: уже упоминавшийся Борис Равенских и, конечно, Борис Бабочкин. С последним Коршунов играл в "Иване Рыбакове", под его же руководством сыграл в "Дачниках" сначала Власа, а потом сменил Бориса Андреевича в роли Суслова. Именно в ней, как отмечает С.Овчинникова, Коршунову впервые удалось продемонстрировать острую актерскую характерность.
Посчастливилось Виктору Коршунову сыграть в прогремевшем на всю страну спектакле по пьесе Льва Толстого "Власть тьмы". Ставил спектакль Борис Равенских, Коршунова же вводили на роль Никиты, которую на премьере сыграл Виталий Доронин. Еще один образец плодотворного сотрудничества актера и режиссера – Борис Годунов в легендарном спектакле "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого. Эту роль на протяжении более чем тридцати лет артист исполнял бессменно.
Надо сказать, что мое личное зрительское знакомство с актером Виктором Коршуновым произошло как раз в "Царе Федоре Иоанновиче". Его партнерами в тот вечер были Евгений Самойлов (Иван Петрович Шуйский) и Юрий Соломин (царь Федор) - великолепный ансамбль. Коршунов притягивал к себе внимание огромным внутренним напряжением, неповторимым голосом, который, раз услышав, не забудешь никогда, особой – коршуновской – пластикой. Борис в его исполнении получался выпуклым, крайне неоднозначным и, я бы сказал, не менее трагедийным, чем образы Соломина и Самойлова. Трагедия этого человека заключалась в стремлении достичь процветания страны и необходимости совершить злодейство для достижения этой цели. Годунова Коршунова нельзя было судить однозначно, актер прекрасно доносил душевную раздвоенность своего персонажа. Почти через двадцать лет актеру пришлось продолжить работу над образом Годунова в трагедии Толстого "Царь Борис". Роль таким образом получилась сквозная. Главным в ней, на мой взгляд, стало осознание простой истины, которую Годунов произносит перед самой смертью:
"От зла лишь зло родится.
Себе ль мы им хотим служить иль царству,
Оно ни нам, ни царству впрок не идет".
Не менее экспрессивным получился в исполнении Виктора Ивановича и Лопахин из чеховского "Вишневого сада". Признаюсь, для меня исполнение этой роли Коршуновым стало эталонным. До высокого драматического звучания доводил актер сцену третьего акта, когда Лопахин признается в том, что это он купил вишневый сад на аукционе. Играя эту роль, Коршунов отчетливо показывал, что покупка стала для его героя настоящим эмоциональным потрясением, которое он глубоко переживал, - сбывалась его потаенная мечта. Когда Коршунов-Лопахин начинал кружиться в дикой пляске, делалось страшно за этого человека. А когда он падал на колени перед Раневской, становилось понятно, как он все-таки любит эту женщину, как тяжело ему от того, что именно он так нелепо перешел ей дорогу, и слезы текли по его щекам. Такой человеческой глубины я не встречал ни в одном другом исполнении.
Актерскую игру Виктора Коршунова иначе как заразительной не назовешь. Его образы могут быть неоднозначны по своей трактовке, могут ломать сложившиеся стереотипы исполнения. Так произошло с его неожиданно помолодевшим и повеселевшим Чугуновым в "Волках и овцах" и Крутицким из "На всякого мудреца довольно простоты", который танцует лезгинку и занимается тяжелой атлетикой. С подобным толкованием роли можно не соглашаться, но не увлечься исполнением нельзя.
Уверен, что это же качество – заразительность – присуще Виктору Ивановичу и как педагогу. Преподавать в Театральное училище им. Щепкина его пригласил Л.Волков, а было Коршунову тогда всего 25(!) лет. В 44 года он становится самым молодым профессором училища. Сколько у Виктора Коршунова учеников, думаю, затруднится сказать даже он сам. Перечислю здесь самых известных: Светлана Немоляева, Эдуард Марцевич, Василий Бочкарев, Станислав Любшин, Валерий Баринов, Дмитрий Назаров, Александр Домогаров и многие другие.
Коршунов одновременно основатель одной театральной династии и продолжатель другой. Его супруга – Екатерина Еланская – дочь знаменитой актрисы МХТ Клавдии Еланской и режиссера Ильи Судакова. Его сын – Александр Коршунов – один из самых ярких актеров среднего поколения Малого театра. Кроме того, Александр Викторович – режиссер, чьи спектакли "Трудовой хлеб" и "День на день не приходится" неизменно идут с полным аншлагом. Внуки Виктора Ивановича – Степан и Клавдия – тоже актеры.
Так уж случилось, что в конце прошлого сезона недуг заставил Виктора Ивановича временно покинуть сцену, прервать работу над новой ролью. Честно говоря, сердце екнуло при мысли, что может быть больше никогда не увижу его игры. Прошло полгода и актер снова в работе. Совсем недавно Виктор Иванович вновь вышел на сцену в спектакле "Пучина", который поставил его сын. Не будет преувеличением сказать, что в тот вечер зрители стали свидетелями настоящего актерского подвига.
Сейчас Виктор Коршунов заканчивает работу над ролью Флора Федулыча Прибыткова в пьесе А.Островского "Последняя жертва". Премьера назначена на декабрь. Сегодня хочется пожелать актеру здоровья и сил довести работу до конца и порадовать зрителей своим мастерством.