|
Напомним, что на прошлой неделе под арестом оказался управляющий делами "ЮКОС-Москва" Алексей Курцин, главный юрист компании Дмитрий Гололобов был объявлен в международный розыск, в офисе гендиректора компании Стивена Тиди был проведен обыск, а Брюс Мизамор получил вызов на допрос в Генпрокуратуру в качестве свидетеля.
Пока крайне сложно судить о том, насколько иностранцы реально могли быть замешаны в каких-либо противозаконных действиях. Учитывая, что наиболее "сомнительные" моменты из жизни "ЮКОСа" не относятся к ним напрямую ни по времени, ни по месту действия, можно предположить лишь то, что западные менеджеры просто попали под горячую руку следствия, испытывающего колоссальный дефицит реальных улик, свидетелей и просто вменяемых оснований для обвинений.
Массовый отъезд иностранных руководителей опальной НК из России можно расценивать, как крайне негативный фактор, имеющий далеко идущие последствия. До последнего времени даже несмотря на "дело "ЮКОСа" Россия рассматривалась, как достаточно привлекательное место для ведения бизнеса. Однако спешное бегство менеджеров опальной НК, открыто заявляющих об опасности для собственной свободы и жизни, может оказаться переломным моментом в процессе формирования отношения к России. Резко возросшие риски для жизни и свободы действуют на западных бизнесменов очень отрезвляюще.
Последние события реально способны вызвать снижение интереса к России со стороны иностранных компаний. Существует возможность смещения интересов инвесторов в направление других восточноевропейских стран и Китая.
То, что происходящее сегодня с "ЮКОСом" выходит за всякие рамки законности, подтвердил и фактический отказ иностранных компаний участвовать в аукционе по "Юганскнефтегазу". Иностранцы реально опасаются судебных претензий со стороны нынешних владельцев НК к победителю аукциона. Несмотря на прямую заинтересованность в покупке столь привлекательного актива, зарубежные компании намерены говорить об этом только с российским победителем аукциона. Так, свой интерес к "Юганскнефтегазу" подтвердила итальянская нефтяная компания ENI. Исполнительный директор ENI Витторио Минкато заявил, что его компания хотела бы приобрести долю в "Юганскнефтегазе" только после того, как предприятие будет куплено на аукционе российской компанией. Как сообщила миланская газета Finanza e Mercati, Минкато пояснил, что подобный план позволит ENI получить долю в "Юганскнефтегазе", не сталкиваясь напрямую с юридическими проблемами "ЮКОСа". Схожей позиции придерживаются и другие зарубежные компании. Характерно, что при этом они полностью отдают себе отчет, что подобная покупка "через вторые руки" приведет к тому, что цена объекта будет значительно выше нынешних $8,65 миллиардов. Однако опасения ввязываться в авантюру заставляют их расстаться с мыслью воспользоваться столь заманчивой возможностью.