От перестановки праздников число выходных не меняется

Читать в полной версии →
Перетасовка "красных" дат в календаре не сильно повлияет на российскую экономику, ведь по-настоящему рабочих дней в году у нас и без того не слишком много – гораздо меньше, чем "праздничных"




После недолгих колебаний Дума приняла в первом чтении закон об изменении трудового календаря России. Праздников у нас станет меньше, но в сумме отдыхать мы будем больше. В частности, в обыденный черный цвет перекрасят "политически некорректную" дату 7 ноября. Ну что ж, очевидно, время пришло. Да и на количество праздников это не повлияет, ведь вместо 7-го хотят сделать красным 4-е число того же месяца. Зато обидно за урезанные майские "каникулы". Как приятно было взять отгулы между 1, 2 и 9 мая и – кто в путешествие, кто в огород, на посевную! Теперь делать это станет сложнее (2 мая будет рабочим), но зато у нас появятся самые настоящие, законные каникулы в зимнее время – от Нового года до Рождества. И, конечно, немного странным стало предложение ликвидировать День Конституции. Как объяснить такое неуважение к Основному закону? Поговаривают, правда, что у нас скоро будет новая конституция – а значит, и новая дата появится. Тогда ладно, пусть отменяют.

Однако отложим на время наши празднично-отгульные расчеты, а также политические нюансы. Зададимся вопросом: как наши праздники влияют на экономику? И как обстоят дела с праздниками в экономически развитом мире? В общем-то, порядок цифр у нас и у них практически не отличается. Сейчас в России 11 официальных празднично-выходных дней в году, в случае принятия изменений в Трудовой кодекс их станет 12. В европейских странах праздников, в среднем, столько же – от 10 до 12, причем на трудолюбивом севере Европы их меньше, а на "празднолюбивом" юге – больше. Однако тенденция такова, что развитый мир стремится работать все больше, а отдыхать все меньше. Особенно это заметно в Европе. И на такие жертвы она идет именно ради экономики. Ведь не нужно иметь высшего экономического образования, чтобы понять простую истину: чем больше дней в году люди будут трудиться, тем больше они произведут продукции и тем больше вырастет наш всеобщий кумир – ВВП (это я о валовом внутреннем продукте, если кто не понял). Так вот, в Европе этот самый ВВП растет в последнее время очень медленно: в прошлом году он увеличился всего лишь на 0,4%, а в текущем – хорошо, если на 1,5% вырастет. При этом у ряда стран ЕС, и в первую очередь у "локомотивных" Германии и Франции, угрожающе вырос бюджетный дефицит. Как быть? Сильно сократишь расходы (конечно же, социальные) – народ не поймет, попробуешь доходы увеличить (налоги, то есть) – бизнес весь распугаешь (он и так-то на восток рвется, туда, где налоги поменьше). Остается только одно: работать больше, а отдыхать меньше.

В Австрии, Нидерландах и Швейцарии уже покушаются на достижения профсоюзов XX века: там хотят увеличить рабочий день или даже неделю. А в Германии развернулась настоящая кампания по борьбе с праздниками: отменили праздник Buss-und-Bettag, теперь на очереди – День национальной независимости. Немцы говорят, что правительство хочет принести "независимость" в жертву европейскому Пакту стабильности (он сурово карает за несоблюдение бюджетной дисциплины). Все это, конечно, резонно, но опять-таки, не нужно быть ни экономистом, ни математиком, чтобы подсчитать, что увеличение числа рабочих дней в году (или рабочих часов в сутки) даст вам только единовременный эффект: в ближайший год ВВП вырастет на какую-то долю процента больше. Так, немецкое правительство утверждает, что отмена Дня независимости увеличит рост ВВП Германии в 2005г. на целых 0,1%. Однако уже на следующий год рост (при прочих равных условиях) опять вернется к прежнему значению. Или придется отменять еще один праздник, а это уже негуманно – так и до японцев с южными корейцами можно докатиться: они там работают как заведенные почти без выходных и праздников с отпуском меньше недели в году! Разве это жизнь? Нет, это нам не подходит: мы будем ориентироваться на другие примеры. Лучше всего с праздниками дело обстоит в менее развитых странах: в Индии их 18, а в Бразилии – вообще 21 день в году. И, кстати, рост ВВП там куда выше европейского и даже японского (в Индии, например, стабильно 7-8% в год).

Однако в России ситуация с выходными особая: западные эксперты отмечают определенную специфику соотношения рабочего и нерабочего времени в нашей стране. Во-первых, к каждому празднику нужно приплюсовать и предшествующий день, когда (по крайней мере, с обеда) работы уже никакой, все на "корпоративной пьянке", поскольку в сам праздник с коллегами встречаться не резон, а нужно праздновать с семьей. Кстати, и в первый послепраздничный день на работе также возможны некоторые нюансы – "отходняк", знаете ли. Во-вторых, существуют выше упоминавшиеся новогодние и майские каникулы, первые из которых теперь станут официальными, а вторые... тоже никуда не денутся. Они, естественно, самым непосредственным образом влияют на экономику: практически каждый январь наблюдается спад производства по отношению к декабрю (хотя по сравнению с предыдущим январем – нормальный рост). Наконец, каждый год наступает сезон летних отпусков, который начинается сразу же после майских каникул и заканчивается незадолго до новогодних. Одним словом, по-настоящему рабочих дней в году у нас получается не так уж много – сильно меньше, чем нерабочих. В данной ситуации плюс-минус пара праздников ничего по существу не решают. И пусть злые языки говорят, что затеянная перетряска "красных дат" обойдется бюджету РФ в 12 млрд рублей. Разве это существенно, при нашем-то укладе жизни?

Антон ДРУЖИНИН |
Выбор читателей