"Хуун-Хуур-Ту" пропели "О-ОМ-М!"

Читать в полной версии →
Юбилей "Хуун-Хуур-Ту" запоздал на два года, но энтузиазма виновникам торжества это не убавило. Они пели о бескрайней дикой степи и о вольном ветре, о любимой, которая ждет в юрте, и о верном коне, самом лучшем и самом быстром


Фото Юлии Григорьевой



Московские гастроли самых, наверное, знаменитых этно-музыкантов из Тувы, группы "Хуун-Хуур-Ту" прошли в ЦДХ в рамках фестиваля, приуроченного к десятилетию группы. Помимо виновников торжества, на сцену в эти два вечера выходили и их друзья-гости. Правда, пафоса мероприятию малость поубавил глава GreenWave Александр Чепарухин, во вступительной речи еще раз в общих чертах пересказавший непростую историю уникального тувинского ансамбля; из его слов следовало, в частности, что официальной датой образования группы ее участники условились считать конец 1992-го, хотя попытки совместного музицирования предпринимались ими еще в конце 80-х, под именем "Кунгуртук". Со сменой на нынешнее – созвучное – название к группе наконец пришли всемирное признание и успех; быть может, "виновато" в том значение таинственного слова "Хуун-Хуур-Ту" – расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительную способность тувинского языка передавать в тончайших деталях особенности состояний природы...


Фото Юлии Григорьевой

В общем, отмечать юбилей с опозданием ровно на два года – в этом, согласитесь, есть даже некий шарм. Отчасти причиной тому стал напряженный гастрольный график: музыкантов жаждали видеть и слышать во многих странах, от США до Гонконга, от Германии до Японии, и везде они получали горячий прием не только у рядовых меломанов, но и у требовательных коллег по цеху.

Сказанного достаточно, а может, публика просто истомилась в ожидании: лавина аплодисментов обрушивается на появляющихся из-за портьеры музыкантов. Их четверо: ветеран, один из основателей группы Кайгал-Оол Ховалыг – "Паваротти горлового пения" (по выражению Newsweek); Саян Бапа, в молодости прошедший серьезную школу джаз-рока, но вовремя решивший вернуться к культурным корням своего народа; Алексей Сарыглар, вошедший в состав квартета в 1995 г., – "эксперт" по тувинской перкуссии, и Андрей Монгуш, приглашенный в группу полтора года назад и играющий преимущественно на национальных струнных инструментах. Четверо рассаживаются, зал затихает и...


Фото Юлии Григорьевой

"О-ОУ-ХУМ-М!" – доносится, постепенно нарастая, со сцены, в четыре голоса: вибрато могучей энергии, вызывающее дрожь в позвоночнике. Вроде бы музыканты пока только "разогреваются" (первая песня обходится практически без вокальных наворотов), но и этого уже хватает, чтобы прочувствовать всю притягательность этой странной музыки, ощутить ее магический гипнотизм. А дальше и вовсе начинаются чудеса: ансамбль играет и поет – но к звучанию очевидному (национальным разновидностям виолончели-банджо-барабана) подмешиваются звуки совсем невероятные: словно играет флейта, пропущенная через (электро)гитарный "дисторшн". Объяснение этому следует лишь несколько песен спустя: специально для новичков, впервые оказавшихся на концерте, тувинцы демонстрируют прием горлового пения, подражающего флейтовому звуку и щебету птиц.

Несмотря на очевидную камерность мероприятия, прессы на него аккредитовано неожиданно много: пара центральных телеканалов и десятка полтора репортеров; последние так и роятся под сценой с объективами. Музыкантам такое внимание заметно льстит, они разве что просят фотографов поменьше хлобыстать вспышками. Но всерьез обижаются на писк мобильников: не все в зале, оказывается, смогли по достоинству оценить шутку. "Уважаемые зрители! Не забудьте включить свои мобильные телефоны после окончания концерта"

"Хуун-Хуур-Ту" играют не дурашливую псевдо-этнику: никаких электронных битов "попсового ответвления" world music! В основе выступлений группы лежит подлинный фольклор кочевого народа. И темы песен, главным образом, о бескрайней дикой степи и о вольном ветре, о любимой, которая ждет в юрте, и о верном коне, самом лучшем и самом быстром – Саян Бапа в паузах неспешно рассказывает предысторию каждой композиции и кратко переводит ее содержание... Инструменты используются преимущественно тоже либо аутентичные, либо точно воссозданные участниками группы: игил* – тувинский "дедушка" виолончели, дошпулуур – родственник банджо, хомус – "губная арфа", шаманский бубен тунгур – прототип современных ударных. В возникающей музыке можно различить перестук конских копыт и свист ветра, подражание звукам дикой природы, отголоски древнего шаманства.


Фото Юлии Григорьевой

В зале собралось много земляков знаменитых музыкантов; хуун-хуур-тинцев поздравляли с юбилеем, дарили цветы и произносили славословия – не всегда без запинки, но всегда – от сердца. После крошечного антракта чествования продолжились; вначале выступила Инна Желанная, потом слово взяли бывшие карельские "кельты", а ныне исследователи поморского фольклора, группа "Ватага". Естественно, без совместных музицирований второе отделение не обошлось...

А по выходе из ЦДХ слегка обалдевших (в хорошем смысле) зрителей ждал еще один сюрприз: на смену обжигающему ветру пришел легкий снегопад. Официально объявленная хуун-хуур-тинцами зима в Москве пока оказалась вовсе не злой.

Автор благодарит компанию GreenWave Music за предоставленные аккредитации.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей