|
Десять лет назад шведские военные заключили договор с таможенниками, в соответствии с которым последние не проверяли прибывшие с паромом "Эстония" машины с электронном оборудованием, купленным у российской армии. В интервью шведскому радио об этом заявил Свен Петер Олссон, который в 1994 г. возглавлял шведскую таможню. При этом Олссон отказался сообщить подробности об этих перевозках, ссылаясь на секретность информации. Он также не сказал, были ли военные грузы на борту парома в тот день, когда он совершил свой последний рейс 28 сентября 1994 года.
Напомним, паром "Эстония", который следовал из Таллина в Стокгольм, затонул во время шторма в ночь на 28 сентября 1994 года. В той катастрофе погибли 852 человека, спасти удалось только 137. Официальное заключение гласило, что причиной катастрофы стали конструкторские недостатки судна. Эксперты пришли к выводу, что носовой люк судна не выдержал ударов волн и оно затонуло в течение 20 минут.
Шведской прессе стало известно, что местные спецслужбы до 31 августа 1994 г. могли напрямую или через посредников закупать секретное электронное оборудование российской армии. Утверждается, что экипажу "Эстонии" не было ничего известно о секретных перевозках. Есть предположение, что оборудование в Швецию завозили представители Вооруженных сил совместно с концерном Ericsson.
Бывший командующий вооруженными силами Швеции Ове Викторин заявил, что комиссия, расследовавшая причины катастрофы "Эстонии", ничего не знала о перевозках военного оборудования. Занимавший в начале 1990-х гг. пост военного атташе в странах Балтии Соррен Линдман заявил, что перед ним была поставлена задача проследить, что из советского военного оборудования представляет интерес для Швеции. Он заявил, что к перевозкам техники может быть причастна служба военной разведки KSI.
Многие в Эстонии сомневаются в официальной версии гибели парома. Есть предположения, что судно могло пойтина дно в результате подводной пробоины, столкновения с подводной лодкой или диверсии. Последняя могла иметь место из-за того, что на борту перевозился какой-то контрабандный груз.
Официальный Таллин не будет повторно докапываться до причин трагедии. А правительство Швеции, напротив, намерено начать новое расследование в связи с неизвестными ранее фактами о возможных перевозках военного оборудования.