|
Если в целесообразности запрета распития пива у меня, например, есть большие сомнения, то "баночки" действительно пора запретить. Вообще. Потому что эта "слабоалкогольная" продукция наносит организму вред несравнимо больший, нежели пиво, и к алкоголизму приводит быстрее. К тому же на "банки" те же подростки "подсаживаются" охотнее, чем на другие спиртные напитки. Причин тут несколько. Во-первых, дети, воспитанные на различных газировках, очень легко переходят на родственные по вкусу, но уже алкогольные коктейли. Во-вторых, опьянение наступает незаметно, а эффект серьезный, как от "взрослой" выпивки. Наконец, некоторые подростки коктейли вообще алкоголем не считают, зато вполне уверены, что "баночки" помогают при плохом настроении и при подготовке с сессии. Кстати, основные потребители "отверток" и "джин-тоников" – молодые люди. Возраст самого массового покупателя "баночек" – 16-25 лет. Но увлекаются коктейлями и в более нежном возрасте. Даже по оценкам экспертов алкогольного рынка, три четверти подростков от 12 лет пробовали "лонг-дринки".
Я побеседовал с несколькими молодыми людьми, распивающими возле метро пресловутые "баночки". Самому младшему из них как раз едва исполнилось двенадцать. Меня интересовало, в каком возрасте они впервые попробовали коктейли и знают ли они, какой вред могут принести им эти "дринки". Двенадцатилетний Володя сказал, что первый раз выпил коктейль два года назад, случайно – гуляли с приятелем, захотелось пить. Подошли к киоску купить колы. Тут товарищ и говорит: "Вовка, а смотри какая банка прикольная – ром-кола. Наверное, вкусно, давай купим!" Спрашиваю: "Продавец вам спокойно продал алкоголь и ничего не сказал?" "Не-а... продал без звука, – ответил подросток. – Выпили мы, короче, эту банку вдвоем. Вкус нам понравился. Правда, потом плохо было – голова закружилась и вырвало..." "Ну а сейчас зачем пьешь, раз плохо было?" – удивился я. "Ну, тогда я маленький был, а сейчас уже взрослый. Сейчас меня не тошнит..." А знает ли Вова, что это вредно, поинтересовался я. "Это же не водка, – искренне удивился подросток. – И даже не вино. В банках градусов мало". В том же духе отвечали и его "собаночники": "впервые выпил коктейль в двенадцать...", "в первый раз попробовал лет в четырнадцать", "понравилось", "вкусно", "не считаю, что вредно", "там почти градусов нет" и т.п.
Врач-нарколог одной из московских частных наркологических клиник Максим Климентьев, к которому я обратился с просьбой разъяснить ситуацию со слабоалкогольными коктейлями, о "баночках" отозвался с явным неодобрением: "Любители баночек – наши потенциальные клиенты. В первую очередь это относится именно к подросткам. К нам, кстати, в последнее время родители приводят своих чад, которым еще и шестнадцати-то нет. Начинали с коктейлей. И не важно, какой там градус, алкоголь для подростка в любом случае – яд. Организм полностью сформировывается только к 22 годам. Коварство слабоалкогольных коктейлей состоит в том, что пить их, вроде, легко и приятно. Но при постоянном потреблении "баночек" постепенно привыкаешь к тем приятным ощущениям, которые дает алкоголь. К тому же, напитки эти обычно газированные. Это усиливает всасывание алкоголя в кровь, что приводит к быстрому привыканию. Начал человек с одной банки, потом ему этого стало мало, стал две-три выпивать, а потом уж и на более крепкий алкоголь перешел. Вот он, путь к алкоголизму. Потом, эти коктейли чаще всего без закуски пьют, а прямо на улице, на голодный желудок... Кстати, не только подростам "баночки" противопоказаны, но и женщинам. А женский алкоголизм – штука страшная. Не исключено, что спирт в этих коктейлях не самого высокого качества. К тому же, добавки... Все это наносит прямой удар по печени".
Действительно, в баночных коктейлях намешено много всего разного. Алкогольную основу практически везде составляет этиловый спирт или водка. Также, если верить этикетке, в состав коктейлей обычно входит вода, тоник, соки, консерванты и красители и ароматизаторы. Очень часто для достижения сладковатого привкуса при изготовлении коктейлей используют искусственные компоненты с высоким содержанием сахара. Во "фруктовых" коктейлях никаких натуральных компонентов, то есть сока, раньше вообще практически не было, но в 2002-м, а заем в 2003 г. ГОСТом было запрещено использовать в наименовании коктейлей названия фруктов, если сам напиток содержит меньше 10% соответствующего сока. Однако в дешевой продукции содержание натуральных компонентов слишком мало для того, чтобы снизить токсичность крепкого алкоголя. В лимонных, грейпфрутовых коктейлях часто используется эмульсия под названием "замутнитель жидкости". А забродить коктейлям не позволяет консервант бензонат натрия (Е 211).
Многие наркологи полагают, что все эти консерванты и ароматизаторы повышают токсичность алкоголя, входящего в состав коктейля. Признаться, лично у меня, как у простого потребителя, особенную тревогу вызвала именно "химия" в банках. Тем более, одно время в прессе писали, что "Е" (коими пестрят этикетки банок) обозначают опасные для здоровья пищевые добавки. C вопросом, что же это за добавки такие и насколько они вредны, я обратился в НИИ питания РАМН. Там мне пояснили, что добавки бывают разные. Например, ароматизаторы – вещества, придающие определенный оттенок вкусу или аромату, – бывают натуральные, идентичные натуральным и искусственные. Натуральные получают из цветов, фруктов, листьев путем сушки, отжимки и концентрации. Однако такие ароматизаторы имеют несколько недостатков: их качество, в том числе и вкусовые оттенки, колеблется в зависимости от урожая, они не термостойки. Большинство натуральных ароматов слабы, что требует повышения их концентрации. Это дорого, поэтому производители предпочитают ароматизаторы, идентичные натуральным. Их получают в результате синтеза или химическим путем из натуральных продуктов. Ароматизаторы, идентичные натуральным, являются безвредными, правда, у некоторых на них может быть аллергия. Искусственные ароматизаторы получаются химическим путем. Но они довольно редко используются, к тому же в большинстве стран их использование ограничено. Что касается консервантов, то, по словам сотрудников НИИ питания, "прямой угрозы они не представляют", однако эти вещества способны накапливаться в организме и со временем могут не лучшим образом повлиять на печень. Кроме того, консерванты и стабилизаторы плохо усваиваются. Справедливости ради стоит отметить, что добавки сегодня присутствуют не только в злополучных "баночках", но практически везде: в кондитерских изделиях, в колбасе, бульонных кубиках и т.д. Получается, что почти вся современная пища наносит удар по печени, поскольку именно печень отвечает за нейтрализацию консервантов и вкусовых добавок. Но если учесть, что алкоголь тоже не самым благоприятным образом воздействует на печень, то в коктейлях удар получается двойным. И еще, как мне пояснили в Институте питания, "употребление баночек на голодный желудок может привести к желудочно-кишечным заболеваниям", например к язве.
Однако вернемся в "веселящей" продукции. Наибольшей популярностью у российского потребителя пользуются так называемые "джин-тоники". Грешным делом, и я когда-то пристрастился к сему напитку, когда он только появился на прилавках в начале 90-х. Конечно, он мало походил на настоящий джин с настоящим тоником, однако что-то общее с классическим коктейлем все-таки было. Но затем я стал замечать, что вкус "джин-тоника" стал резко ухудшаться. Когда я внимательно изучил этикетку, то обнаружил, что джин вообще исчез из состава, а вместо него появился спирт с ароматизатором, "идентичным натуральному". Сейчас, правда, некоторые фирмы вновь выпускают коктейль с "настоящим" джином. Но кто поручиться, что там именно джин?
Когда-то на прилавках магазинов красовались лишь несколько видов коктейлей: водка-лимон, ром-кола, виски-кола и джин-тоник. Затем к ним добавился загадочный коктейль на основе мартини. Теперь же выбор слабоалкогольных коктейлей настолько велик, что глаза разбегаются (два года назад в торговой сети крупных российских городов было представлено более 450 разновидностей коктейлей, позже эта цифра выросла на 23%). Самыми популярными у нас являются коктейли крепостью в 8-9 градусов, вне зависимости от марки. Если раньше коктейли завозились к нам из-за рубежа, то теперь львиная доля "баночек" производится в России, а на импорт приходится всего 1% продаж. Еще пару лет назад емкость рынка баночных коктейлей составляла 8-9 млн ящиков по 24 банки емкостью 0,33 л в год. Теперь коктейли стали составлять серьезную конкуренцию пиву.
Некоторые почему-то считают, что эта "зараза" пользуется популярностью только в России и в бывших советских республиках. Однако эту продукцию одинаково любят и в Северной Америке, и в Европе, и в Африке. По результатам мировых продаж категория "слабоалкогольные напитки/коктейли" неизменно показывает большой рост. К великому сожалению. Ибо в ходу у наркологов уже появился термин "баночный алкоголизм".